ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра международного права и международных отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дипломатическая и консульская служба

 

 

Вариативная часть. Обязательные дисциплины.

 

Направление подготовки

41.03.05 — Международные отношения (уровень бакалавриата)

 

Профиль подготовки «Международные отношения и внешняя политика»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

 

 

 

 

Разработчики (составители):

канд. ист. наук, доцент Новикова О.И.,

Елизаров М.В.

 

 

 

 

 

6

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

,

соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 3

 

в структуре основной

образовательной программы 4

 

4

 

5

 

5

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

16

 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной

16

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой

20

 

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети

3

 

23

 

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении

24

 

осуществления образовательного

24

при прохождении дипломатической и консульской службы в целях реализации внешнеполитического курса Российской Федерации.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(с ориентацией на карты компетенций)

 

:

общепрофессиональных (ОПК):

— способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5);

— способность понимать гражданские основы будущей профессиональной деятельности (ОПК-9);

профессиональных (ПК):

ния Российской Федерации (ПК-1).

 

 

Результаты обучения

Формируемая компетенция (с указанием кода)

Знания

основы профессиональной деятельности дипломата

способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5)

роль дипломатии в проведении внешней политики государства

способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5)

основные функции дипломатической и консульской службы

способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5)

выдающихся представителей (как отечественных, так и зарубежных) дипломатии и их вклад в мировую дипломатию

способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5)

основы дипломатического и делового протокола и этикета

способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5)

основные виды дипломатических документов и процедур

способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5)

Умения

различать задачи дипломатических и консульских представительств в РФ и за рубежом

готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-1)

составлять дипломатические документы, проекты соглашений, контрактов, программ мероприятий

готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-1)

работать с дипломатическими документами

готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-1)

ориентироваться в механизмах многосторонней и интеграционной дипломатии

способность понимать гражданские основы будущей профессиональной деятельности (ОПК-9)

Владения (навыки/ опыт деятельности)

практическими умениями по дипломатической переписке, проведению бесед, организации приемов, встреч

готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-1)

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

ской Федерации от 21 апреля 2016 г. №465.

».

 

 

«Дипломатическая и консульская служба» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из них:

.

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Дипломатическая и консульская служба

 

курс 6 семестр

 

 

 

Рабочую программу осуществляет:

 

к.и.н., доцент Новикова О.И.

 

к.и.н., доцент Новикова О.И.

 

Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 3

 

Учебных часов — 108

24

КСР — 4

54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П№ п/п

Тема и содержание

Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)

Количество часов аудиторной работы

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка)

Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач

часов СРС

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

32/32

 

 

40

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка конспектов научной и учебной литературы;

) проверка заданий в рабочей тетради.

 

Тема 1. Основные этапы становления российской дипломатической службы.

Основные этапы становления российской дипломатической службы.

.

.

.

Внешнеполитический аппарат российской империи конца XIX — начала XX в.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

27, 32, 37, 46, 56, 57.

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

2

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

 

Понятие, система и задачи государственной службы.

Понятие государственной службы.

Задачи государственной службы.

Федеральный закон «О системе государственной службы» (от 27.05.2003 № 58-ФЗ).

Понятие и виды государственной должности.

10. Классификация должностей на государственной службе.

Государственные должности и должности государственной службы: различие понятий.

Реестр государственных должностей РФ.

Реестр государственных должностей государственной службы РФ.

Виды государственной службы.

Поступление на государственную службу.

Сроки должностных полномочий государственных служащих.

Оплата труда государственных гражданских служащих.

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 1, 12, 13, 16, 27, 32, 40, 41, 64.

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

2

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

 

Тема 3. Дипломатическая служба как особая разновидность государственной гражданской службы.

Государственная гражданская служба в современной России.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Категории должностей государственной гражданской службы.

Дипломатической службы и ее место в системе внешней политики государства.

5. Принцип конкурсного отбора и назначения на дипломатическую должность в МИД России.

6. Право поступления и случаи отказа гражданину в принятии на дипломатическую службу.

Трудовые отношения в МИД РФ.

Принципы и особенности ротации кадров в системе дипломатической службы.

9. Основания для прекращения дипломатической службы.

10. Формы ответственности дипломатического служащего.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 11, 12, 13, 16, 19, 27, 30, 39, 40, 43, 66.

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

2

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

3) проверка рефератов, докладов, эссе.

 

 

Тема 4. Консульская служба и ее функции.

Основные функции и задачи консульской службы.

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года.

Задачи и функции российских консульских загранучреждений согласно Положению «О Консульском учреждении Российской Федерации» 1998 года.

Порядок установления консульских отношений.

Порядок выезда российских граждан за рубеж и въезда иностранцев в Российскую Федерацию.

Виды паспортов для выезда и возвращения в Российскую Федерацию. Порядок их оформления.

дки.

Особенности оформления дипломатических и многократных виз.

Новый визовой талон.

онятие консульской легализации. Особенности удостоверения документов с использованием апостиля.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 12, 13, 19, 27, 30, 39, 40, 43, 66.

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

4

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

 

Тема 5. Персонал консульских учреждений.

1. Виды консулов.

2. Порядок формирования консульских представительств.

3. Процедура назначения и вступления в должность консулов.

4. Консульский патент и экзекватура.

5. Консульский округ.

6. Отзыв консула.

7. Старшинство консулов.

8. Иммунитеты и привилегии консульских учреждений, их персонала и средств передвижения.

9. Вопросы о досмотре консульской вализы и ее проверки техническими средствами.

10. Статус внештатных консулов.

11. Профессиональные требования, предъявляемые к консульскому работнику.

12. Статус внутренней охраны консульских учреждений.

Проблема служебного иммунитета и действия иммунитетов на территории третьего государства.

Департамент Консульской службы.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 12, 13, 19, 27, 30, 39, 40, 43, 66.

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

4

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

 

Тема 6. Безопасность дипломатической службы.

Безопасность как проблема дипломатической практики.

Основные требования к обеспечению защиты здания представительства и его территории.

Мероприятия по защите мебели и оборудования, установленных на территории представительства.

Организационно-технические мероприятия, проводимые в структурах МИД с целью защиты средств вычислительной техники.

бы.

Мероприятия по предупреждению действий террористов, направленных против диппредставительств.

Мероприятия по обеспечению безопасности Центрального аппарата МИД (защита зданий и помещений; пропускной режим; порядок работы с документами; защита средств связи).

Основные направления формирования информационно-психологической устойчивости сотрудников МИД РФ к внешним и внутренним угрозам.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 30, 39, 66.

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

4

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

 

Тема 7. Организационно-кадровое обеспечение дипломатической службы.

1. Понятие государственной кадровой политики.

2. Особенности и принципы кадровой политики в системе МИД РФ.

3. Отличие понятий «кадры», «персонал» и «кадровый потенциал».

4. Департамент кадров МИД и его основные функции.

5. Системе анализа кадровой ситуации в структурах дипломатической службы.

6. Критерии профессионализма кадров дипломатической службы.

7. Документа, составляющие личное дело дипломатического служащего.

8. Формы и методы повышения профессиональной квалификации дипломатического работника.

9. Система непрерывного профессионального образования дипломатических кадров в РФ.

Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 41, 47.

 

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

2

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

3) проверка рефератов, докладов, эссе;

 

Денежное содержание работников дипломатической службы.

1. Денежное содержание государственного служащего в Российской Федерации.

2. Различия между денежным содержанием государственного служащего и денежным вознаграждением лица, замещающего государственную должность категории «А».

3. Особенности выплаты денежного содержания государственным служащим в системе МИД России.

4. Должностной оклад государственного служащего системы МИД России.

5. Система надбавок к должностному окладу.

6. Финансирование денежного содержания на дипломатической службе.

Особенность финансирования денежного содержания государственных служащих на дипломатической службе.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 2, 6-9, 42, 44, 52.

 

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

2

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

3) проверка рефератов, докладов, эссе;

 

Тема 9. Дипломатическая служба и средства массовой информации.

1. Государство и СМИ: нормативно-правововая база взаимодействия.

2. Принципы взаимодействия СМИ и дипломатической службы государства.

3. Департамент информации и печати (ДИП) центрального аппарата МИД РФ пресс-службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.

4. Формы и средства взаимодействия Министерства иностранных дел и средств массовой информации.

5. Заявление официального представителя МИД РФ.

6. Основные направления и формы работы Пресс-центра МИД России.

7. Информационный центр ООН в городе Москве и его основные задачи.

10. Деятельность пресс-служб российских дипломатических представительств за рубежом.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 2, 6-9, 42, 44, 52.

 

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

2

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

 

Тема 10. Международная гражданская служба.

1. Определение и характеристика международной гражданской службы.

2. История создания международной гражданской службы.

3. Принципы формирования и функционирования международной гражданской службы.

4. Отличия международной гражданской службы от национальной государственной службы.

5. Профессионально-квалификационные и личностные качества, предъявляемые к современного служащего международной гражданской службы.

6. Классификация категория (классов) должностей международной гражданской службы.

7. Виды договоров найма на международную гражданскую службу в системе ООН.

8. Место и роль Комиссии по международной гражданской службе в общей системе ООН.

9. Перспективы развития международной гражданской службы.

10. Основные вопросы организации и прохождения гражданской службы в международных организациях.

11. Основные направления развития МГС в современных условиях.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 2, 6-9, 42, 44, 52.

 

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

4

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

 

Тема 11. Информационно-аналитическая функция дипломатической службы.

1. Информация и ее роль в системе государственного управления.

2. Определение и развернутая характеристика понятия «информация».

3. Формы информационно-аналитических документов используемых в дипломатической практике.

4. Требования, предъявляемые к информационным материалам дипломатического характера.

5. Источники дипломатической информации.

6. Каналы передачи информации диппредставительством из страны пребывания в Центр.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 2, 6-9, 42, 44, 52.

 

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

2

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

 

Тема 12. Стиль управления и его роль в оптимизации служебных отношений.

1. Понятие стиля служебных отношений.

2. Классификация стилей служебной деятельности.

3. Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельности.

4. Пути овладения эффективным стилем служебных отношений.

5. Основные черты и характеристики демократического стиля управления.

6. Негативные последствия авторитарного стиля руководства.

7. Отличительные черты и особенности стиля служебных отношений в дипломатической практике.

8. Ответственность как основная черта делового, конструктивного стиля служебных отношений.

9. Понятие служебной дисциплины и пути ее укрепления.

10. Роль руководителя в формировании делового стиля служебных отношений.

11. Основные пути оптимизации стиля служебных отношений в системе дипломатической службы.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 2, 6-9, 42, 44, 52.

 

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

2

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

 

Тема 13. Особенности дипломатической службы некоторых зарубежных стран.

1. Дипломатические службы Великобритании и США: общее и особенное.

2. Исторические корни дипломатической службы Старого и Нового света.

3. Особенности организации дипломатической службы в современных условиях.

4. Отбор, обучение и продвижение дипломатических кадров.

5. Развитие дипломатической службы США до 1924 года.

6. Особенности профессиональной подготовки дипслужащих Великобритании и США.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 2, 6-9, 42, 44, 52.

 

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

2

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

 

.

1. Роль Франции в становлении современной дипломатии и дипломатической службы.

2. Принципы французской дипломатии и их значимость в современных условиях.

3. Наиболее важные профессиональные и личностные качества дипломатического работника с точки зрения кардинала Ришелье.

4. Принципы организации и структура центрального современного аппарата МИД Франции.

5. Функции личного кабинета министра иностранных дел Франции.

6. Особенности подготовки дипломатических работников во Франции.

7. Порядок замещения дипломатических должностей и продвижения по службе в дипструктурах Франции.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 2, 6-9, 42, 44, 52.

 

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

2

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

 

ермании.

1. Становление дипломатической службы современной Германии.

2. Место дипломатической службы в системе органов государственной власти ФРГ.

3. Основные задачи современной дипломатии запад­ногерманского государства.

4. Организация и руководство дипломатической службы и ее структура.

5. Приемы и методы германской дипломатической службы.

6. Особенности современной дипломатической службы Германии.

7. Особенности прохождения дипслужбы в Германии.

8. Методы современной германской дипломатии.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 2, 6-9, 42, 44, 52.

 

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

2

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

3) проверка рефератов, докладов, эссе;

 

Тема 16. Дипломатическая служба Японии.

1. Влияние исторических факторов на формирование японской дипломатической службы.

2. Законодательная база японской государственной службы в современных условиях.

3. Реализация функций МИД как основа прохождения дипломатической службы.

4. Характеристика кадрового обеспечения МИД Японии.

5. Особенности дипломатической службы.

6. Процесс выработки внешнеполитических решений в МИД Японии.

переговоров с дипломатами Японии.

лек/пз

2/2

Основная литература: 1, 2.

Дополнительная литература: 2, 6-9, 42, 44, 52.

 

1. изучение вопросов содержания темы;

2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;

3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;

4. выполнение заданий в рабочей тетради.

2

Текущий контроль:

1) опрос;

2) проверка подготовленности к интерактивным занятиям;

3) проверка рефератов, докладов, эссе;

4) контрольная работа.

 

5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

:

изучение нормативного материала, материалов практики, основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки;

конспектирование материалов научной и учебной литературы по указанию преподавателя;

решение задач и тестов по заданию преподавателя;

подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме;

также по публично обсуждаемым законопроектам.

 

 

:

опрос;

проверка решения задач;

проверка заданий в рабочей тетради;

проверка конспектов;

тестирование;

контрольная работа.

 

.

Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины – зачет.

 

 

6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

 

ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Результаты обучения

Формируемая компетенция (с указанием кода)

Знания

основы профессиональной деятельности дипломата

способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5)

роль дипломатии в проведении внешней политики государства

способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5)

основные функции дипломатической и консульской службы

способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5)

выдающихся представителей (как отечественных, так и зарубежных) дипломатии и их вклад в мировую дипломатию

способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5)

 

основы дипломатического и делового протокола и этикета

способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5)

основные виды дипломатических документов и процедур

способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора (ОПК-5)

Умения

различать задачи дипломатических и консульских представительств в РФ и за рубежом

готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-1)

составлять дипломатические документы, проекты соглашений, контрактов, программ мероприятий

готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-1)

работать с дипломатическими документами

готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-1)

ориентироваться в механизмах многосторонней и интеграционной дипломатии

способность понимать гражданские основы будущей профессиональной деятельности (ОПК-9)

Владения (навыки/ опыт деятельности)

практическими умениями по дипломатической переписке, проведению бесед, организации приемов, встреч

готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-1)

 

 

новлением банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

 

РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Дипломатическая и консульская служба»

 

Направление подготовки 41.03.05 – Международные отношения

Квалификация (степень) выпускника – прикладной бакалавр

__

плану 108, в т.ч. аудиторная работа 64ч. (лекций — 32ч., семинарских занятий — 32ч., КСР – 4ч.), самостоятельная работа студентов 40ч.

Преподаватели: к.и.н., доцент Новикова О.И.

Кафедра: международного права и международных отношений

Модуль 1

.

Понятие, система и задачи государственной службы.

Тема 3. Дипломатическая служба как особая разновидность государственной гражданской службы.

Тема 4. Консульская служба и ее функции.

Тема 5. Персонал консульских учреждений.

Тема 6. Безопасность дипломатической службы.

Тема 7. Организационно-кадровое обеспечение дипломатической службы.

Модуль 2

Тема 9. Дипломатическая служба и средства массовой информации.

Тема 10. Международная гражданская служба.

Тема 11. Информационно-аналитическая функция дипломатической службы.

Тема 12. Стиль управления и его роль в оптимизации служебных отношений.

Тема 13. Особенности дипломатической службы некоторых зарубежных стран.

Тема 14. Дипломатическая служба Франции.

Тема 15. Дипломатическая служба Германии.

 

 

   Темы рефератов и эссе:

 

Персонал дипломатического представительства. Отличие дипломатических рангов от дипломатических классов.

Понятие и правовое положение диппредставительства Особенности их работы в современных условиях. Ротация дипломатических кадров.

.

.

   5. Отличие посольских и консульских представительств. Порядок назначения и вступления в должность. Правовое положение.

   6. Продолжительность действия иммунитетов и привилегий.

   7. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений. Окончание миссии консула. Почетный консул.

   8. Охрана прав и интересов граждан. Консульский учет. Оказание визовых услуг. Паспортно-визовая работа. Нотариат.

 

зачета:

Дипломатия Древнего Востока.

Дипломатия Древней Греции.

Дипломатия Древнего Рима.

Дипломатическая служба зарубежных стран в Средние века.

Дипломатическая служба зарубежных стран в Новое время.

Зарождение российской дипломатии и ее развитие до Нового времени.

Российская дипломатия в Новое время.

Понятие дипломатии и ее связь с внешней политикой государства.

Понятие дипломатической службы и ее основные черты.

Основные формы дипломатической деятельности и виды современной дипломатии.

Принципы и методы дипломатии.

Роль и место международного права в международных отношениях.

Дипломатия и международное право.

Дипломатия и другие средства достижения внешнеполитических целей.

Основные области международного права. Дипломатическое право.

Основные положения концепции внешней политики России.

Задачи современной российской дипломатии.

Основные черты и тенденции современной дипломатии.

Классификация и общая характеристика органов внешних сношений государства.

Центральные органы внешних сношений государства.

Зарубежные органы внешних сношений государства.

Роль и место органов внешних сношений Российской Федерации в принятии и исполнении внешнеполитических решений.

Назначение, задачи и организационная структура ведомства иностранных дел.

Назначение, задачи и организационная структура дипломатического представительства.

Порядок сношения дипломатического представительства с властями страны пребывания.

Специальные вопросы деятельности посольства.

Персонал дипломатического представительства.

Понятие дипломатического корпуса и его характеристика.

Дипломатический иммунитет и привилегии.

Содержание и организация информационно-аналитической работы в дипломатическом представительстве.

Характеристика дипломатической службы США и ее органов.

Характеристика дипломатической службы основных стран Западной Европы.

Роль и место международных организаций в современной дипломатии.

 

Примерные тестовые задания:

Кто из перечисленных дипломатических работников при вступлении в должность вручает верительную грамоту?

а) каждый дипломат; б) Постоянный представитель при международной организации; в) Чрезвычайный и полномочный посол.

Вопрос 2.

Может ли дипломат, в соответствии с нормами международного права быть задержан полицией страны пребывания?

а) нет, не может; б) да, может; в) да, может, но при условии нарушения им законов страны пребывания.

Вопрос 3.

Какой документ удостоверяет статус дипломата в стране пребывания?

а) дипломатическая карточка; б) дипломатический паспорт; в) любое удостоверение личности.

Что такое отзывная грамота?

а) указание дипломату со стороны правительства аккредитующего государства убыть на родину; б) указание дипломату со стороны правительства страны пребывания убыть на родину; в) официальный документ, посредством которого правительство аккредитующего государства объявляет об отзыве своего дипломатического представителя.

Может ли субъект федерации РФ иметь собственную дипломатическую службу?

а) нет, не может, т.к. дипломатическая служба является прерогативой федеральной власти; б) субъект федерации может иметь собственную дипломатическую службу с согласованием Центра; в) субъект федерации может иметь свою дипломатическую службу на основании Конституции РФ.

 

Примерные вопросы к контрольной работе:

Контрольная работа №1

вариант:

Понятие дипломатического и консульского права.

Верительная грамота и ее правовое значение.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства.

Обязанности дипломатического представительства и его сотрудников в отношении государства пребывания.

 

вариант:

Система дипломатического и консульского права.

Правовое оформление установления дипломатических отношений (обмен письмами, нотами, телеграммами).

Личные привилегии и иммунитеты иностранных дипломатов.

Террористические акты в отношении дипломатов и Конвенция 1973 г. о предупреждении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов.

Контрольная работа №2

1 вариант:

Представительство государств на международных конгрессах, конференциях и совещаниях.

Венская конвенция 1963 г. о консульских сношениях, о задачах консульского представительства.

Привилегии и иммунитеты консульских представительств.

Правовое положение почетного консула.

 

вариант:

Представительство государств при международных организациях.

Категории консулов.

.

Конвенция 1969 г. о специальных миссиях.

 

 

:

Зонова Т.В. Дипломатия: модели, формы, методы: учебник для студентов вузов / Зонова Т.В. − Изд. 2-е, испр. − Москва: Аспект Пресс, 2014. − 346 с.

Самойленко В.В. Дипломатическая служба: Учебное пособие / В.В. Самойленко. − 2-e изд., испр. и доп. − М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. − 336 с.

 

Дополнительная литература:

:

Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. // Сборник материалов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. Том 1. — М., 1997. — С. 194-212.

Венская Конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции принят 16 февраля 1989 г. // Сборник материалов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. Том 1. — М, 1997. — С.213-251.

Консульские конвенции, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами в1992–2003 гг. Т. I и II. М.: Дипакадемия МИД России, 2004.

Вопросы финансового и материального обеспечения Министерства иностранных дел Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N° 1029 // Собрание законодательства РФ. 1995. N° 44. Ст. 4183.

Конвенция ООН о специальных миссиях и Факультативный протокол об обязательном разрешении споров. Принята 8 декабря 1969 г.

Консульская конвенция между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой (Баку, 6 июня1995 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 мая 1999 г. № 20. Ст. 2412.

Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 марта 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 1997 г. № 34. Ст. 3949.

Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 марта 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 1997 г. № 34. Ст. 3949.

Консульская конвенция между Российской Федерацией и Румынией (Москва, 4 июля 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. № 6. Ст. 642.

Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885.

О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1371.

С. 11.

О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. №6. — С. 11.

Положение о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации // Дипломатический вестник. — 1999.- № 11.- С. 4-7.

Положение о консульском учреждении Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 5 ноября 1998 г., № 1330 // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 45. — Ст. 5509.

Положение о Министерстве иностранных дел Российской Феде­рации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. №271 // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 12. — Ст. 1033.

Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 7 сентября 1999 г. № 1180 // Собрание законодательства РФ. -2000. -№ 1. — Ст. 101.

Положение о Посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 28 октября 1996 г., № 1497 // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 45. — Ст. 5090.

Положение о территориальном органе МИД России в субъекте Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 4 ноября 1996 г. № 9304.

Положение о Правовом департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 13 марта 1998 г. № 2053.

Положение о Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 14 августа 1996 г. № 6430.

Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза (Сочи, 25 мая 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 23. Ст. 2694.

Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии (Сочи, 25 мая 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 23 ст. 2693.

 

:

Официальный интернет-портал правовой информации.

Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 июля 2010 г. № 28. Ст. 3554.

Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 июля 2010 г. № 28. Ст. 3554;

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 31. Ст. 4174;

Приказ МИД России 13 октября 1998 г. № 2774 «Положение о Почетном консуле Российской Федерации» // Дипломатический вестник. 1998. № 12.

Распоряжение МИД России от 10 октября 2007 г. № 36667/гс. «О порядке назначения почетного консула Российской Федерации и порядке рассмотрения обращений иностранных государств о назначении почетных консулов в Российской Федерации».

Закон СССР от 3 августа 1966 г. № 11-VII «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик» // Ведомости Верховного Совета СССР от 10 августа 1966 г. № 32. Ст. 701.

Постановление Правительства РФ от 31 мая 2010 г. № 370 «Об утверждении Положения о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июня 2010 г. № 23. Ст. 2832

:

Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. Монография. — М., 2002.

Базилевский И. Особенности оплаты труда федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. — 1998. — №10.

Базилевский И. Особенности оплаты труда государственных служащих зарубежных стран // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. — 1998. — № 8.

Богуславский М.М. Иммунитет государства. — М., 1962.

Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России.- М., 1999.

Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. — Воронеж, 1997.

Гришковец АЛ. Правовое регулирование денежного содержания государственных служащих // Право и политика. — 2001. — № 3.

М.: Наука, 1995.

Дипломатическая служба как она есть. Игорь Иванов о двухвековых традициях русской дипломатии // Российская газета. — 2002. — 14 марта.

351 с.

Елисеев И.И., Жаров Ю.Ф. Консульская служба Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2001.

Жуль Камбон. Дипломат. — М., 1946.

М.: РОССПЭН, 2003.

Зубков Н.Г. Международно-правовое положение консульских представительств и их персонала. М., 1980.

Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы. Контекст истории и современность. — Ростов-на-Дону, 2000.

Квасов O.K. Государственные визиты на высшем уровне. — М., 1998.

Ковалев А.Г. Азбука дипломата. — М., 1988.

Колоколов Б.Л. Профессия дипломат. — М., 1998.

Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипломатический вестник. — 2000. — № 8. — С. 3-11.

51.

, 2005.

М.: Международные отношения, 1990.

М.: Международные отношения, 1987.

Молочков Ф.Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. — М., 1979.

Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. Учебник. — М., 1999.

Оболонский. — М., 1999.

Наций и др.

Охотский Е.В. Служебная карьера. Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.В.Охотского. — М., 1998.

Охотский Е.В., Анисимов В.М. Книга работника кадровой службы. Учебно-справочное пособие / Под ред. Е.В.Охотского и В.М Анисимова. — М., 1998.

М.: Международные отношения, 1988.

Пирогов С.В. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под. ред. С.В.Пирогова. — М., 1996.

М.: Политиздат, 2000.

М.: МГИМО, 1998.

М., 1993.

Селянинов О.П. Дипломатическое представительство. — М., 1986.

351 с.

Холодова Е. Как платить служащему? // Профсоюзы и экономика. 1995. № 4.

Холопова Т.И., Лебедева М.Р. Протокол и этикет для деловых людей. — М., 1995.

940 с.

.

Яковенко А.В. Современная пресс-служба МИДа России // Информация. Дипломатия. Психология. – М., 2002.

 

 

 

интернет-ресурсы:

— новый портал МГИМО-Университета;

— журнал «Мировое и национальное хозяйство»;

— журнал «Космополис»;

— журнал «Право и управление. XXI век»;

— журнал «Политика в интернете»;

— журнал «Вестник МГИМО-Университета»;

— сайт Управления международных и общественных связей;

— сайт Модели ООН;

— сайт РАМИ;

— сайт Болонского процесса в МГИМО;

— сайт проекта «Эксперты МГИМО»;

— сайт Центра интернет-политики;

— Журнал «Международные процессы» —

— документы и исследования по истории международных отношений.

— журнал «Россия в глобальной политике».

— королевский институт международных исследований.

— Стокгольмский международный институт исследования мира.

— сайт «Дипломатика»

— публичная дипломатия в США

— публичная дипломатия в Израиле

— Публичная дипломатия.

 

м классе Института права БашГУ.

 

. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

семинарские занятия, консультации), а также самостоятельной работы обучающихся.

При этом затрагиваются спорные моменты, побуждающие студентов к самостоятельному углублению знаний и развитию творческого мышления.

основных нормативных, научных и учебных источников производится дополнение материалов лекции. При необходимости формулируются вопросы к преподавателю. Качество усвоения лекционного материала только повысится, если больше внимания уделить чтению дополнительной учебной и научной литературы.

аргументировано отстаивать свою точку зрения при оценке конкретной ситуации, выносимой на обсуждение.

в целях выработки навыков самостоятельного активного поиска новых знаний, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Методика её проведения предполагает знакомство с литературными источниками и направлена на формирование знаний по конкретным вопросам, которые ставятся преподавателем перед каждым обучающимся.

Плюс», «Гарант» и т.п., которые представляют собой обновляемые электронные информационные банки нормативных документов федерального и регионального законодательства, международных актов, судебной практики.

как при решении задач, так и на других этапах самостоятельной работы студент всегда может получить индивидуальную консультацию преподавателя.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, НЕОБХОДИМЫХ

 

Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

 

 

1» (во время практических занятий и самостоятельной подготовки), доступ к электронной библиотеке БашГУ.

 

 

 

 

 


Добавить комментарий

*
*

Required fields are marked *