11 Психологическая служба в образовании:

Образование
как целенаправленный процесс становления
человека, его обучения и социализации,
требует четких критериев его эффективности
и качества.  Одним из таких критериев
выступают развивающие
возможности

образования. Отсюда следует, что в
системе образования должна присутствовать
структура, основной миссией которой
является обеспечение
развивающего компонента образования
.
И такая структура  в системе образования
существует уже более 23 лет, это Служба
практической психологии образования.
(В 1988г. вышло Постановление Государственного
Комитета по образованию СССР о введении
ставки педагога-психолога во все
образовательные учреждения страны).

В
начале XX века в России сложилась не
только законодательная база для
существования и развития службы, но и
система подготовки и переподготовки
специалистов психологов-практиков.
Только в Москве в 2001 г. обучение в области
практической психологии проводили 70
факультетов различных государственных
и негосударственных вузов. Деятельность
психологической службы в системе
народного образования обеспечивается
специалистами, окончившими высшее
учебное заведение по специальности
психология или прошедшими переподготовку
и получившими квалификацию практический
психолог. В настоящее время служба
охватывает всю систему образования от
детского сада, школы, учреждений
начального профессионального образования
до вузов; от детского дома, школы-интерната
до элитных частных учебных заведений.

В
основу деятельности психологической
службы образования положены два принципа:

1.
Психологическая служба является частью
системы образования, поэтому ее основные
задачи и функции должны исходить из
миссии системы образования. Декларируемые
в ст. 2 Закона Российской Федерации «Об
образовании» принципы  гуманистического
характера образования, приоритета
общечеловеческих ценностей, жизни и
здоровья человека, свободного развития
личности и адаптивности системы
образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся,
воспитанников должны быть организационно
обеспечены системой образования.
Следовательно, миссия психологической
службы заключается в
обеспечении развивающего характера
образования,
т.е.
создании
психолого-педагогических условий
для успешного решения учащимся задач
образования и развития.

2.
Психологическая служба образования
как служба не может эффективно
функционировать на уровне отдельного
образовательного учреждения, города и
даже региона. Психологическая служба
системы образования — это многоуровневая
структура с единой вертикалью управления,
имеющая свои подразделения и
представительства (психологические
службы образовательных учреждений,
методические объединения и пр.) на разных
управленческих уровнях. Психолог
образовательного учреждения — сотрудник
этой службы, решающий профессиональные
задачи на своем рабочем месте с учетом
имеющихся у него ресурсов. Возможности
психолога и службы сильно разнятся.
Служба располагает значительно большим
арсеналом средств достижения необходимого
результата, нежели педагог-психолог
образовательного учреждения.

Добавить комментарий

*
*

Required fields are marked *