2
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО
ЕГИПТА.

СКУЛЬПТУРА
ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

Скульптура
в Египте появилась в связи с религиозными
требованиями и развивалась в зависимости
от них. Культовые требования обусловили
появление того или иного типа статуй,
их иконографию и место установки.
Основные правила: симметрия и фронтальность
в построении фигур, четкость и спокойствие
поз наилучшим образом соответствовали
культовому назначению статуй. Тела
статуй делали преувеличенно мощными и
развитыми, сообщая статуе торжественную
приподнятость. Лица в некоторых случаях,
напротив, должны были передавать
индивидуальные черты умершего. Отсюда
раннее появление в Египте скульптурного
портрета. Самые замечательные, ставшие
теперь прославленными портреты были
скрыты в гробницах, некоторые из них —
в замурованных помещениях, где их никто
не мог видеть. Напротив, сами статуи
могли, по верованиям египтян, наблюдать
за жизнью через небольшие отверстия на
уровне глаз.

Статуи
играли большую роль в архитектурном
оформлении храмов: окаймляли дороги,
ведущие в храм, стояли у пилонов, во
дворах и внутренних помещениях. Статуи,
имевшие большую архитектурно-декоративную
нагрузку, отличались от чисто культовых.
Их делали крупных размеров, трактовали
обобщенно, без большой детализации.

Стела
фараона Джета

Царя
змей Известняк. Ок. 3000 г. до н. э.

Позже
украшение гробниц рельефами становится
обязательным. От Древнего царства дошло
большое число росписей и рельефов из
гробниц. В это время складываются
тематика, схемы расположения, основные
композиции. Сюжеты связаны с потребностями
культа; все изображения на рельефах и
росписях строятся строго по канону.

Тронная
статуя Хефрена

Статуя
фараона Хефрена относится ко времени
IV династии (Древнее царство), была найдена
в зауаокойном храме фараона Хефрена в
Гизе. С момента своего возникновения
египетская скульптура подчинялась
определенному канону — ряду правил и
законов, важнейшими из которых были
фронтальность и симметрия. Портретные
изображения фараонов являются воплощением
торжественности, монументальности и
величия. Данная скульптура являет
сидящую модель фараона. Части туловища
фараона соединяются под прямыми углами.
Руки покоятся на бедрах, причем зазоры
между руками и туловищем отсутствуют.
Ноги слегка расставлены и располагаются
параллельно с босыми ступнями. Торс
фараона обнажен; на нем надета лишь
плиссированная юбка. Голова фараона
украшена клафтом — полосатым платком
со спускающимися на плечи концами.
Особое внимание уделяется выразительному
взгляду. Он был инкрустирован хрустелем
или рельефно обведен по контуру век.

Великий
Сфинкс

В
долине к югу от Пирамиды Хафре в Гизе,
недалеко от Каира, восседает громадное
существо с телом льва и головой человека.
Эта момументальная статуя — первая
истинная колоссальная царская скульптура
в истории Египта — известна как Великий
Сфинкс, и является национальным символом
Египта, как древнего, так и современного.
Лицо Сфинкса обращено к восходящему
солнцу. Лев был символом Солнца не только
в Древнем Египте, но и во многих
ближневосточных культурах. Человеческая
голова царя на теле льва символизировала
силу и мощь, которую контролировал разум
фараона — хранитель мирового порядка,
или маат. Такой символизм просуществовал
два с половиной тысячелетия, и присутствовал
в изобразительном искусстве египетской
цивилизации.

Статуя
сановника Каапера (Сельский староста)

Один
из прекраснейших образцов деревянной
скульптуры. Относится ко времени IV или
V династии (Древнее царство), найден в
мастабе Каапера в Саккаре. Скульптура
изображает дородного и степенного
пожилого египтянина, держащего в руке
посох из египетской смоквы. Выразительное
лицо с живыми инкрустироваными глазами.
Статуя настолько поразила нашедших ее
рабочих удивительным сходством с их
сельским старостой, что за ней навсегда
сохранилось это название — «Сельский
староста».

СТАТУЯ
ПИСЦА КАИ

( или Луврского писца).Памятник относится
ко времени IV или V династии (Древнее
царство), найден в мастабе Каи в Саккаре.
Скульптура изображает писца, сидящего
со скрещенными ногами и держащего на
коленях развернутый свиток папируса.
Это изображение интеллектуала, рука
которого готова начать писать. При
внешне сдержанной позе лицо писца
выражает глубокую сосредоточенность,
пристальный взгляд обнаруживает
внутреннюю напряженность. Его фигура
вписана в треугольник. Фигуры писцов
были каноничны, но не смотря на это
художники достигали большого разнообразия
в передаче портретной характеристики.

СТАТУИ
РАХОТЕПА И НОФРЕТ. (сын фараона Снофру
и его жены)

Достаточно
распространенной скульптурой является
семейная группа, в частности супружеская
пара, которая может изображаться стоя
или сидя. Изображения персонажей, не
имеющих божественного сана, гораздо
более естественны и менее формальны,
нежели изображения фараонов. Это
проявляется в более свободных позах и
жестах, зачастую определяемых родом
занятия человека или жизненными
обстоятельствами; в более живом и
естественном выражении лиц; в отражении
индивидуальных особенностей личности,
таких как возраст, комплекция, внешность,
прическа, одежда, украшения. Это
изображение отличается декоративностью.
Глаза инкрустированы кварцем. Царевна
Нофрет изображена в белой облегающей
тунике и коротком черном парике,
перехваченном повязкой; на шее у нее
разноцветное ожерелье. У Нофрет плотная
фигура, округлое, несколько тяжеловатое
лицо и выразительные глаза. У Рахотепа
глаза обрамлены темной оправой век.
Взгляд устремлен вдаль. Складки над
переносицей придают мимическую
выразительность. По традиции статуя
мужчины окрашена в красновато-коричневый
цвет, статуя женщины — в светло-желтый.

ПОРТРЕТЫ
ЭПОХИ АМАРНЫ

На
пятом году правления Аменхотеп IV изменяет
свое имя, переводящееся как «Амон
доволен», на Эхнатон — «угодный Атону».
Изменению подвергаются и имена ближайших
родственников фараона, в том числе его
главной жены Нефертити,
получившей новое имя Нефернефруатон.
Отцом фараона провозглашается бог Атон,
изображающийся в виде солнечногодиска сурееми множеством простёртых к Земле лучей,
увенчанных ладонями, держащими символ
жизни «анх».

Фараон
приходит к выводу, что Атону нужен не
отдельный храм, а целый город, покидает
Фивы и начинает сооружение своей новой
столицы, получившей название Ахетатон— «горизонт Атона». Согласно объявленной
народу легенде, место новой столицы в
300 км к северу от старой было якобы
указано самим Атоном в ходе плавания
Эхнатона вверх по Нилу. Новая столица
по замыслу царя должна была полностью
затмить Фивы иМемфискак религиозный, культурный и политический
центр страны. Развалины Ахетатона были
обнаружены близ современного египетского
городка эль-Амарна.

Для
поклонения новому богу Эхнатон возвел
новую столицу — Ахетатон(«Небосклон Атона») вблизи современной
Эль-Амарны и покинулФивы.
В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный
климат для развития искусств совершенно
оригинального стиля, сочетавшего
динамику, гибкость линий и чувственность,
что совершенно не совпадало с предыдущим
монуменальным каноном. Этот период в
развитии египетского искусства получил
название «Амарнского». Амарнское
искусство характерно прежде всего
реалистичными изображениями не только
фауны и флоры Египта того времени, но и
правящих
особ. Изображения фараона и его семейства
по-прежнему крупнее, но они уже не
идеализированы. Эхнатон имеет женоподобную
фигуру и своеобразную форму черепа,
передавшуюся по наследству его дочерям.
Правитель предстает не в образе
воина-завоевателя или укротителя диких
зверей, охотника, но отцом, мужем. Его
часто изображают с дочерьми на коленях,
нежно обнимающим жену, нередки семейные
сценки и сцены богослужений и поклонения
Атону всей семьей.

Ваятели
и живописцы амарнской школы в
противоположность своим предшественникам
перестают идеализировать образ царя.
Более того, они стремятся показать его
и его близких такими, какими они были
на самом деле. Черты реализма в их
творчестве, проявлявшиеся прежде главным
образом в портретной скульптуре и
фресках, передающих сцены повседневной
жизни, становятся особенно заметными.
Так, дошедшие до нас изображения
царя-реформатора и членов его семьи,
созданные придворными художниками,
меньше всего могут служить поводом для
обвинения их в желании польстить своему
повелителю

Эхнатон,
его жена Нефертити и шесть дочерей
изображены со всеми присущими им
физическими недостатками, которые
притом подчеркиваются и даже утрируются:
чрезмерно удлиненным, оттянутым назад
черепом, большим выступающим вперед
подбородком, обвислым животом, несоразмерно
тонкими руками и ногами.

Вместе
с тем мастера амарнской школы создали
такие шедевры скульптуры, живописи и
прикладного искусства, что они
безоговорочно были причислены к наиболее
выдающимся памятникам мирового искусства.
Достаточно сослаться на скульптурные
портреты Нефертити и ее дочерей, на
найденный в Тель-Амарне торс из кварцита,
возможно также изображающий царицу, на
портретные крышки каноп из гробницы
Тутанхамона, или, наконец, на статуэтки
богинь-хранительниц, стоявших у ковчега
с канопами. Это объясняется прежде всего
их стремлением к простоте, естественности.
Преодолев каноническую условность, они
одинаково правдиво изображают фараона,
его сановников, их слуг и рабов.

Теперь
художников привлекают не только огромные
рельефы и фрески, почти неизменно
передающие одни и те же сюжеты — царя,
попирающего врагов или представшего
перед богом, но и изображения интимных
сцен, природы. Позы тех, кого рисует их
кисть или высекает их резец, более
непринужденны и грациозны. Их манере
присущи плавность линий и гармония
красок, утонченность и изящество.
Используя прежние мотивы для декоративного
убранства, они проявляют большую
изобретательность и изысканность.

РАСЦВЕТ
ЕГИПЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ В ЭПОХУ СРЕДНЕГО
ЦАРСТВА.

В
изобразительном искусстве Среднего
царства усиливаются реалистические
тенденции. В стенных росписях гробниц
номархов изображения приобретают
большую композиционную свободу, в них
появляются попытки передачи объёма,
цветовая гамма обогащается. Особой
поэтической свежестью и непосредственностью
отличаются изображения второстепенных
бытовых сцен, а также растений, зверей
и птиц. К наиболее известным произведениям
этого времени относятся изображения
сцен рыбной ловли и охоты в нильских
зарослях.

Новые
сюжеты занимают все более важное место
в искусстве, наполняют его все большей
конкретностью. В живописи, украшавшей
стены гробниц и храмов, также обнаруживаются
попытки преодолеть старые композиционные
схемы. Строгие, полные величавого покоя
фризы сменяются более свободно
сгруппированными сценами, краски
становятся нежнее и прозрачнее. Росписи
исполняются темперой по сухому грунту.
Золотистый цвет тел сочетается в них с
зеленью трав, белизной одежд, голубизной
цветов. Не ограничиваясь локальными
тонами, мастера пользуются смешанными
красками, наложенными то густо, то еле
уловимо. Контуры обозначаются то резко,
то нежно, отчего по-прежнему плоские
силуэты становятся легче и живописнее.

Росписи
гробниц нормахов в Бени — Хасане.

Нормахи
стремились подражать дворцовому
официальному стилю, возводя свои гробницы
наподобие царских заупокойных храмов.
В пластике и рельефе мастера местных
школ нашли оригинальные композиц.
решения. Великолепные памятники стенописи
сохранились в нормах Среднего Египта,
расположенных к северу от Фив — Бени —
Хасане.

Гробницы
были вырублены в скалах, так, что наземной
части принадлежал только вход, оформленный
в виде портика с протодорическими
колоннами.

Колоннады
продолжались в интерьере. Потолок в
виде свода, опиравшегося на колоннады,
покрывался росписью.

Многоярусные
композиции росписей строились по
регистрам, внутри которых художник
пластично размещал фигуры людей, животных
и птиц. Ритуальные циклы повторяли
темы, встречавшиеся еще со времени
Древнего царства. К числу новых сюжетов
следует отнести привод пленных с
захваченными трофеями, изображение
воинских поединков.

техника
исполнения росписей оставалась прежней.
Мастери делали эскизы, которые при
помощи сетки квадратов переносились
на стену в соответствии с заданным
масштабом. Если в древнем царстве росписи
израли подчиненную роль по отношению
к рельефу, то в среднем они приобретают
самостоятельное значение. Художники
тонально связывают фон с цветовой гаммой
композиции, линии контура приобретают
различную интенсивность, становятся
тоньше, а иногда вовсе отсутствуют.
Значительно расширяется красочная
палитра художников.

В
гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20
в до н.э.) была создана одна из самых
замечательных росписей в искусстве
Среднего Царства — сцена охоты на берегах
Нила. Она сопровождается текстами, в
которых помимо культового содержания
имеются биографии номархов.

По
воде в изогнутых ладьях движутся высокие
и стройные фигуры охотников. Вокруг них
на деревьях с тончайшим кружевом
прозрачной листвы изображено множество
ярких птиц в нарядном оперении. Дикая
кошка с мягкими вкрадчивыми движениями
притаилась на упруго согнувшемся стебле
папируса среди нежных голубых цветов.
Все в этой росписи исполнено совершенного
мастерства и вместе с тем подчинено
тонкому декоративному строю. Большое
внимание в позам животных. Динамичность
в передаче охоты. Впечатление нескольких
пространственных планов.

Росписи
дворца в Амарне.

Памятники
архитектура Амарнского периода почти
не сохранились. По раскопкам ученые
обнаружили город с четким планом,
объединяющий культовые и дворцовые
сооружения. Центральным сооружением
является храм “Дом Атона”, к которому
примыкал царский дворец, состоявший из
парадных и жилых помещений. Фасад его
официальной части был обращен в сторону
храма Атона. Трехпролетный мост соединял
обе половины дворцового комплекса.

Парадные
помещения и личные покои фараона были
обильно декорированы росписями, фрагменты
которых обнаружены при раскопках города.
В композициях встречаются орнаментальные
мотивы и сюжетные сцены. Стиль и тематика
росписей характеризуется новыми чертами.
Утрированное подчеркивание особенностей
строения лица и фигуры фараона не
воспринималось современниками как
гротеск. Напротив подобные приемы
исполнения распространялись и на образы
его супруги Нефертити и дочерей.

Сохранился
фрагмент дворцовой росписи 
Ахетатона
с изображением двух принцесс, во внешнем
облике и позах которых явно прослеживается
почерк амарнских мастеров. Живописный
стиль отличается тональным единством,
мягким сочитанием цветов.

Добавить комментарий

*
*

Required fields are marked *