4.6 Монтажные соединения на болтах, в том числе высокопрочных, с контролируемым натяжением

4.6.1
Выполнение соединений на болтах с
контролируемым натяжением должно
проводиться рабочими, прошедшими
специальное обучение, подтвержденное
соответствующим удостоверением.

4.6.2
Соприкасающиеся поверхности деталей
фрикционных (сдвигоустойчивых),
фрикционно-срезных и фланцевых соединений
должны быть обработаны способом,
предусмотренным в чертежах марок КМ,
КМД.

Сборку
соединений следует производить не позже
трех суток после обработки соприкасающихся
поверхностей. На соприкасающихся
поверхностях не допускается наличие
грязи, масла, образование льда и других
загрязнений, препятствующих плотному
прилеганию деталей или способствующих
снижению указанной в чертежах марок
КМ, КМД расчетной величины коэффициента
трения. При превышении срока между
обработкой соприкасающихся поверхностей
и сборкой соединений более трех суток
проводится повторная обработка.

Требование
повторной обработки не распространяется
на налет ржавчины, образующийся на
соприкасающихся поверхностях после их
очистки, а также на случай попадания на
них атмосферных осадков в виде влаги
или конденсации водяных паров.

Состояние
поверхностей после обработки и перед
сборкой следует контролировать и
фиксировать в журнале (см. приложение
Д).

4.6.3
Перепад поверхностей (депланация)
стыкуемых деталей свыше 0,5 и до 3 мм
должен быть ликвидирован механической
обработкой путем образования плавного
скоса с уклоном не круче 1:10.

При
перепаде свыше 3 мм необходимо устанавливать
стальные прокладки требуемой толщины,
обработанные тем же способом, что и
детали соединения. Применение прокладок
подлежит согласованию с
организацией-разработчиком чертежей
марок КМ, КМД.

4.6.4
Отверстия в деталях при сборке должны
быть совмещены и зафиксированы от
смещения пробками. Число пробок определяют
расчетом на действие монтажных нагрузок,
но их должно быть не менее 10 % при числе
отверстий более 20 и не менее двух — при
меньшем числе отверстий.

В
собранном пакете, зафиксированном
пробками, допускается чернота (несовпадение
отверстий), не препятствующая свободной,
без перекоса, постановке болтов. Калибр
диаметром на 0,5 мм больше номинального
диаметра болта должен пройти в 100 %
отверстий каждого соединения.

Допускается
прочистка отверстий плотно стянутых
пакетов сверлом, диаметр которого на
0,5 мм больше номинального диаметра
болта, при условии, что чернота не
превышает разности номинальных диаметров
отверстия и болта. Применение воды,
эмульсий или масла при прочистке
отверстий не допускается.

4.6.5
Запрещается применение болтов, не
имеющих на головке заводской маркировки
временного сопротивления, клейма
предприятия-изготовителя, условного
обозначения номера плавки, а на болтах
климатического исполнения XЛ (согласно
ГОСТ
15150
) — также и букв «ХЛ».

Каждая
партия болтов, гаек и шайб должна быть
снабжена сертификатом качества с
указанием результатов механических
приемо-сдаточных испытаний.

4.6.6 Перед установкой болты, гайки и шайбы
должны быть расконсервированы, а резьба
болтов и гаек, в том числе опорные
поверхности гаек, смазаны. В качестве
смазки допускается применение минеральных
масел поГОСТ
Р 51634
илиГОСТ
10541
. Нанесение смазки следует
производить при комнатной температуре
не позже чем за 8 ч до сборки соединений.
Расконсервацию болтов, гаек и шайб и
нанесение смазки на болты и гайки следует
производить кипячением в воде (10 — 15 мин)
с последующей промывкой в горячем
состоянии в смеси, состоящей из 70 — 75 %
неэтилированного бензина и 30 — 25 %
минерального масла поГОСТ
20799
. Применяемое соотношение
бензина и масла должно обеспечивать на
поверхности болтов и гаек тонкий слой
смазки. Срок хранения смазанных болтов
и гаек не должен превышать более 10 сут.
При большем сроке хранения производится
повторная смазка болтов и гаек. В качестве
смазки резьбы и опорных поверхностей
гаек допускается применение твердых
сортов парафина поГОСТ
23683
или других эффективных видов
смазки, с последующим установлением
фактической величины коэффициента
закручиванияКз, средняя
величина которого должна составлятьне
более 0,2.

Установка
в соединениях болтов и гаек, в том числе
с металлическими покрытиями, без
применения смазки не допускается, а
также болтов с нарушенным покрытием,
со следами ржавчины или при
более
0,2 не допускается.

4.6.7
Заданное проектом натяжение болтов
следует обеспечивать затяжкой гаек или
вращением головок болтов до расчетного
момента закручивания, либо поворотом
гаек на определенный угол, либо другим
способом, гарантирующим получение
заданного усилия натяжения болтов.

Порядок
натяжения должен исключать образование
неплотностей в стягиваемых пакетах,
контролируемых щупом толщиной 0,3 мм в
соответствии с 4.6.14.

4.6.8
Динамометрические ключи, предназначенные
для натяжения и контроля натяжения
высокопрочных болтов, в том числе
работающие в комплекте с
ключами-мультипликаторами (редукторами
крутящего момента), должны иметь паспорт
с отметкой метрологической лаборатории
о проведении поверки.

Тарировку
динамометрических ключей следует
производить на специальном стенде или
с помощью контрольных грузов не реже
одного раза в смену, а также после каждой
замены контрольного прибора или ремонта
ключа. Результаты тарировки должны быть
занесены в «Журнал тарировки ключей»,
приложение Е.
Редукция крутящего момента
ключей-мультипликаторов проверяется
после каждого ремонта, но не реже одного
раза в год.

4.6.9 Расчетный
момент закручиванияM,H∙м(кгс∙м), необходимый для натяжения
болтов, следует определять по формуле

(4.1)

где

среднее значение коэффициента закручивания
для каждой партии болтов, принимаемое
по результатам испытаний с помощью
контрольных приборов, позволяющих
одновременно фиксировать величину
осевого усилия в стержне болта Р=
(0,5 — 0,7)RbunAbnи приложенного к гайке крутящего моментаМ;

Rbun— наименьшее временное сопротивление
болта разрыву, принимаемое по стандартам
на применяемые болты, Н/мм2(кгс/мм2);

Abn— площадь сечения болта «нетто» (по
резьбе), мм2;

P
расчетное осевое усилие натяжения
болта, заданное в рабочих чертежах КМ,
Н (кгс);

d— номинальный диаметр болта, м.

Результаты
испытаний по установлению среднего
значения коэффициента закручивания
оформляются протоколом или актом.

4.6.10
Натяжение высокопрочных болтов М24
класса прочности 10.9 по углу поворота
гайки следует производить в следующем
порядке:

затянуть
все болты в соединении до отказа монтажным
ключом с длиной рукоятки 0,6 — 0,7 м с усилием
294 — 343 Н (30 — 35 кгс∙м);

проверить
плотность стяжки щупом толщиной 0,3 мм
в соответствии с 4.6.14;

повернуть
гайки болтов на угол 180° ± 30°.

Указанный
метод применим для соединений с числом
деталей в пакете до семи и толщине пакета
от 40 до 140 мм. При других диаметрах болтов
и толщинах пакетов угол поворота
устанавливается экспериментально.

4.6.11 Под
каждую головку болта и гайку должно
быть установлено по одной высокопрочной
шайбе с твердостью не менее 35 единиц
HRC. При разности номинальных диаметров
отверстий и болтов не более 4 мм допускается
установка одной шайбы только под
вращаемым элементом (головкой болта
или гайкой).

4.6.12
Гайки, затянутые до расчетного крутящего
момента в соответствии с 4.6.9или поворотом на определенный угол,
дополнительно ничем закреплять не
следует.

4.6.13
После натяжения всех болтов в соединении
старший рабочий-сборщик (бригадир)
обязан в предусмотренном месте поставить
клеймо (присвоенный ему номер или знак),
результаты занести в «Журнал выполнения
соединений на болтах с контролируемым
натяжением» (приложение Д)
и предъявить соединение для контроля
лицу, назначенному ответственным за
выполнение этого вида соединений
приказом по организации, производящей
эти работы.

4.6.14 Независимо от способа натяжения
болтов ответственное лицо в течение не
более двух смен должно произвести
наружный осмотр всех поставленных
болтов и убедиться, что все болты
соединения имеют установленную маркировку
и одинаковую длину; под головки болтов
и гайки поставлены шайбы; выступающие
за пределы гаек части болтов имеют не
менее одного витка резьбы с полным
профилем над гайкой или двух витков
резьбы под гайкой (внутри пакета); осевые
усилия натяжения болтов соответствуют
указанному в чертеже марки КМ; на
собранном узле имеется клеймо бригады,
выполнявшей эти работы, а результаты
занесены в «Журнал выполнения соединений
на болтах с контролируемым натяжением»
(приложениеД).

Натяжение
болтов следует контролировать: при
числе болтов в соединении до четырех —
все болты, свыше четырех — 10 %, но не менее
трех в каждом соединении.

Фактический
момент закручивания должен быть не
менее расчетного значения, определенного
по формуле (4.1),
и не превышать его более чем на 15 %.
Отклонение угла поворота гайки допускается
±30 °.

При
обнаружении хотя бы одного болта, не
удовлетворяющего этим требованиям,
контролю подлежит удвоенное число
болтов. В случае обнаружения при повторной
проверке одного болта с меньшим значением
крутящего момента, или с меньшим углом
поворота гайки, должны быть проконтролированы
все болты соединения с доведением
момента закручивания, или угла поворота
гайки до требуемой величины.

Щуп
толщиной 0,3 мм не должен проникать между
деталями соединения в зону, ограниченную
радиусом 1,3 d0от оси болта,
гдеd0— номинальный диаметр
отверстия, мм.

В случае отсутствия замечаний рядом с
клеймом бригады должно быть установлено
клеймо ответственного лица, а соединение
предъявлено для приемки представителю
технического надзора заказчика.

4.6.15
После контроля натяжения и приемки
соединения представителем заказчика
все наружные поверхности стыков, включая
головки болтов, гайки и выступающие из
них части резьбы болтов должны быть
очищены, загрунтованы, окрашены, а щели
в местах перепада толщин и зазоры в
стыках зашпатлеваны. Огрунтовку и
окраску стыков необходимо производить
после приемки соединений ответственным
лицом.

4.6.16 Все
работы по натяжению и контролю натяжения
следует регистрировать в журнале
выполнения соединений на болтах с
контролируемым натяжением, приложение
Д.

4.6.17 Для
фланцевых соединений необходимо
применять высокопрочные болты из стали
40Х климатического исполнения XЛ. Все
болты должны быть затянуты на усилия,
указанные в рабочих чертежах КМ, вращением
гайки до расчетного момента закручивания.
Контролю натяжения подлежат 100 % болтов.

Фактический
момент закручивания должен быть не
менее расчетного, определенного по
формуле (4.1),
и не превышать его более чем на 10 %.

Зазоры
между соприкасающимися плоскостями
фланцев в местах расположения болтов
не допускаются. Щуп толщиной 0,1 мм не
должен проникать в зону радиусом 40 мм
от оси болта.

Добавить комментарий

*
*

Required fields are marked *