Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет Реферат

по
истории экономики:

«Торговля
Древней Руси»

Выполнила:
студентка 2 курса

2
группы факультета

учетно-финансового,
направления

080100.62
– Бухгалтерский учет, анализ

и
аудит

Задоркина
Оксана Александровна

Проверила:
доцент,

кандидат
экономических наук

Токарева
Галина Викторовна

Ставрополь 2014г.

Введение

1. Основные торговые пути
Древней Руси

2.
Торговля Древней Руси с Западом

Заключение

Введение

С
того момента, как люди перестали
приобретать товары путём их обмена,
торговля постепенно обрела цивилизованное
«обличие». Торговля как общенациональное
явление и как относительно обособленная
форма экономической деятельности
общества находится в процессе эволюции
с тех пор, как произошло ее отделение
от земледелия и ремесла.

Причиной
же возникновения торговли исторически
считается, что мелкие общины, начавшие
заниматься сельским хозяйством, нуждались
во многих товарах (дереве, камне,
украшениях). Добыть это можно было только
за сотни и тысячи километров от места
проживания. Самим этим мелким общинам
было не под силу направлять так далеко
экспедиции за нужным товаром. И вот
тогда они стали объединяться вокруг
храмов и снаряжать общие отряды для
похода и за камнем и за золотом, и за
деревом. Эти совместные заботы привели
к укрупнению общин, в которые стали
входить не только близкие родственники,
а потом они стали строить большие
укрепленные города.

Исследование
эволюции торговли в нашей стране в
разные исторические периоды в различных
социально-экономических условиях дает
богатейший материал для теоретических
обобщений различных форм единства
торговли с экономикой страны. Летописи
и другие исторические памятники
свидетельствуют, что на Руси уже с давних
времен существовали купцы и промышленники.

Само
собой разумеется, что на первых порах
исторической жизни Древней Руси, торговля
и промышленность были развиты в ней
очень мало и притом почти не выходили
из предметов обихода, тесно связанного
с несложным сельским хозяйством,
преимущественно земледельческим
занятиями, или с домашними ремеслами.

Основные торговые пути Древней Руси

Древние славяне обычно
строили свои поселения по берегам рек.
Вода была необходима для жизни и ведения
хозяйства. Водные пути играли выдающуюся
роль и были главными или единственными
торговыми путями сообщения. Важнейшими
торговыми путями Древней Руси были
следующие.

1) Самым замечательным из
них был тот, который носил название
Великого водного пути, — путь «из варяг
в греки», начинавшийся из Варяжского
моря, по озеру Нево, по рекам Волхов и
Днепр выходивший в Чёрное море, Балканскую
Болгарию и Византию (этим же путём, войдя
из Чёрного моря в Дунай, можно было
попасть в Великую Моравию).

Параллельно ему существовал
также и Восточный водный путь — через
Волгу и Каспий. Великий Волжский путь
(«путь из варяг в арабы»), шедший от
города Ладога на Каспий и далее в Хорезм
и Среднюю Азию, Персию и Закавказье.

2) Из других Водных путей
отметим следующие:

— Киево-новгородский водный
путь, совпадавший, начиная с оз. Ильменя,
с путем варяжским.

— Водный путь из Новгорода
на север и северо-восток:

а) заволочский: pp. Мета,
Молога, Волга, Шексна, Порозовица, оз.
Кубенское, Сухона и Северная Двина,

б) к реке Каме, пройдя весь
заволочский путь, шел по pp. Вычегде, Сев.
Кельтме и Южн. Кельтме.

в) к р. Печоре — по тому же
заволочскому пути, затем по pp. Вычегде,
Сев. Мылье и Южной Мылье.

г) С р. Камы на Печору ходили
по pp. Вишере и Колье.

д) Водный путь новгородцев
за Урал шел по pp. Печоре, Щугору, Иличу,
Сосве, Оби; по pp. Печоре, Усе, Ельцу, Соби
и Оби.

— Водный путь, соединяющий
Озерную область с Белым морем — от города
Онеги вверх по р. Онеге до устья р. Кены,
по р. Кено, Кенозером, р. Почей через
Почозеро в рч. Волошу и в Волошозеро;
оттуда 6-тиверстным волоком на р. Череву,
по pp. Череве и Водле, оз. Онежским, р.
Свирью, оз. Ладожским и р. Невою до
Финского залива. Этот путь стал известен
новгородцам, как видно из Уставной
грамоты 1137 г., не позже начала XII в. Важное
значение его для доставки грузов из
Архангельска и Онеги сохранялось до
начала нынешнего столетия.

— Водный путь из Новгорода
по pp. Волге и Оке: pp. Мста, Тверца, Волга,
Шоша, Ломь, Руза, Москва и Ока. Этот путь
был одним из главнейших, по которым шла
колонизация из Новгорода в Поволожье;
но были еще и другие, как-то:

а) из оз. Ильменя через речки
Полу и Явонь с переволоком к оз. Селигеру;
из него в р. Селижаровку и ею в р. Волгу;

б) р. Волховом до оз. Нево,
оттуда Свирью в оз. Онего, из него р.
Вытегрой до Ковжи и р. Ковжей в Белоозеро;
из Белоозера в Волгу Шексною.

— Водный путь между Псковом
и Новгородом: pp. Великая, Череха, волок,
р. Уза и Шелонь.

— Моложский водный путь из
Озерной области к Волге шел, как полагает
Ходаковский, или от озера Нево посредством
pp. Сяси и Боложи до Волока Хотьславля
(в нынешнем Тихвинском уезде), или же от
Волока Держковского на Мсте к озеру
Печенову по pp. Люту, Шерегодру, Ситинце,
оз. Ясином, волоком до оз. Межволочья,
р. Песой, Чагодощей и Мологой.

— Владимирский водный путь
из Поволжья шел или через Переяславское
оз., или по р. Солме к верховьям р. Нерли,
впадающей в Клязьму несколько ниже г.
Владимира.

— Ростовский водный путь
вел по прав. притоку Нерли, Солме, к
верховьям р. Сарры, вливающейся с юго-зап.
в Ростовское озеро.

— Водные пути, соединяющие
pp. Днепр и Дон с Волгою:

а) путь из Азовского моря к
р. Волге: р. Дон (до г. Саркела или Белой
вежи) и волок;

б) с Днепра на Дон: р. Самара,
Волчья, волок, или р. Миус, или Кальмиус
— или Орель, Берестовая, Сев. Донец;

в) pp. Днепр, Вязьма, волок,
Вазуза, Волга;

г) pp. Дон, Шать, Упа, Ока;

д) pp. Дон, Сосна, Зуша, Ока;

е) pp. Дон, Воронеж, Ряса,
волок, Хупта, Рановая, Проня, Ока.

— Водные пути из Варяжского
моря к Пскову и Изборску: а) по системе
р. Пернавы к оз. Вирц, р. Эмбах, оз. Чудское,
оз. Великое, р. Великая; б) р. Нарова, оз.
Чудское.

Плавание по рекам тогда
было трудным и опасным. Древнерусским
судам — ладьям — приходилось преодолевать
и каменистые участки — пороги, и по
сухопутным путям волоком добираться
от одной реки до другой. Но русские купцы
не боялись далеких путешествий и вели
интенсивную торговлю. Вот почему уже к
концу Х века новгородские гости — так
тогда называли купцов из-за их мирных
намерений, связанных только с желанием
торговать, — освоили почти весь русский
Север от берегов Финского залива до
самого Урала.

Русские купцы вывозили в
Западную Европу меха и кожи, «рыбьи
зубы», так тогда назывались моржовые
клыки, а также лен, сало и мед. Обратно
везли серебро и медь, стекло, различные
изделия из золота, ткани и оружие.

Особенно активно торговали
с Русью купцы из северных немецких
городов, их называли варяжскими гостями,
поскольку варягами русские люди называли
каждого человека, который приплыл к ним
из-за моря.

Только с конца XVII века это
название прочно связалось с теми, кто
приезжал на Русь из Германии. Таким
образом, удобные водные пути способствовали
развитию торговых связей Руси с другими
государствами Европы и Азии, ведь по
рекам можно было добраться до Волги, а
оттуда через Каспийское море и до Средней
Азии.

3) Кроме того, существовал
и сухопутный путь, начинавшийся в Праге
и через Киев, выходивший на Волгу и далее
в Азию.

А также Западный путь —
вдоль Атлантического побережья Европы
вплоть до портовых городов Италии в
Средиземном море, что подтверждается
многочисленными письменными источниками
и археологическими находками.

4) Одним из замечательных
достижений древних цивилизаций по праву
считается Великий Шелковый Путь.
Разветвленные сети караванных дорог
пересекали Европу и Азию от Средиземноморья
до Китая и служили в эпоху древности и
средневековья важным средством торговых
связей и диалога между культурами Запада
и Востока. Тем самым были соединены в
одно целое две великие дороги — одна,
шедшая с Запада из стран Средиземноморья
в Среднюю Азию и другая, ведущая с
Востока, из Ханьской Империи в Среднюю
Азию.

Великий Шелковый путь
начинался в Риме и через Средиземное
море выходил к сирийскому городу
Гирополю, а оттуда через Месопотамию,
Северный Иран, Среднюю Азию вел в оазисы
Восточного Туркестана и далее в Китай.
Среднеазиатский участок начинался в
Арее (Герат). Отсюда дорога отклонялась
на север и шла в Антиохию Маргианскую
(Мерв), отсюда на юго-запад к Бактрии, а
затем шла в двух направлениях — на север
и восток.

Третья трасса Великого
Шелкового Пути — Степной Путь, проходил
к северу от Средней Азии. Он начинался
в городах Северного Причерноморья,
далее — через крупный античный город
Танаис, расположенный в низовьях Дона,
пересекал южнорусские степи, Нижнее
Поволжье, Приаралье, а затем через южный
Казахстан выходил на Алтай и Восточный
Туркестан, где соединялся с основной
трассой Великого Шелкового Пути. Одно
из ответвлений этой дороги от Северного
Приаралья через Хорезм шло в Согдиану
и далее на юг.


Добавить комментарий

*
*

Required fields are marked *