Ритмический рисунок

Ритмический
рисунок

это соотношение длитель­ностей
последовательного ряда звуков, за
которым ут­верждалось значение ритма
в узком смысле слова.
Он
принадлежит к числу важнейших проявлений
ритма и всегда учитывается при анализе
ритмического наполне­ния такта,
структуры мотива, темы, строения
полифо­нии, развития музыкальной
формы в целом.

Виды
ритмических рисунков достаточно
многочис­ленны в одной лишь тактовой
системе, органически по­рождающей
бесконечную вариантность ритмических
де­лений такта, не говоря уже о массе
рисунков ритма во

109
Об акценте в музыке см.: Агарков
О.
Об
адекватности восприятия музыкального
метра // Музыкальное искусство и наука.
М., 1970. Вып. 1. С. 100-106; Холопова
В. Н.
Вопросы
ритма в творчестве композиторов первой
половины XX
века. М., 1971. С. 65-76.

110
См. об этом: Фишман
Н.
Из
педагогических советов Бетховена //
Методические записки по вопросам
музыкального образования. М., 1966. С.
266-267.

111
Способин
И. В.
Элементарная
теория музыки. М., 1979. С. 32.

134

всех
исторических ритмических системах. По
отноше­нию к тактовой системе Цуккерман
классифицирует рит­мические рисунки
как квадратные и неквадратные, мет­рически
«консонирующие» и «диссонирующие»,
среди квадратных выделяет пунктирный
ритм, ритмы сумми­рования и дробления,
«формулу трех ударов» (в каден­ции),
среди неквадратных — ритм «качания»,
«колыха­ния»; среди «диссонирующих
ритмов» — синкопирован­ные,
«перекрестные», обращенный пунктирный
ритм («хромающий ритм») и некоторые
другие112.

Значение
ритмических рисунков имеют также и
клас­сифицированные Цуккерманом
«внутритактовые стопы»113.
Это ритмические рисунки мотивов,
различаемые по их положению в такте, по
соотношению с сильной долей и поэтому
называемые ямбом, хореем, анапестом и
т. д. Об отличии их от настоящих стоп мы
уже говорили.

Некоторым
ритмическим рисункам давались названия
по национальным признакам музыки. В
этом отношении особым вниманием
пользовался обращенный пунктирный
ритм, с его острой синкопичностью. Из-за
своей распрост­раненности в итальянской
музыке XVII—XVIII
вв.
он по­лучил название ломбардского
ритма. Присущий также шотландской
музыке, он обозначался, кроме того, как
Scotch
snap,
Scotch
catch.
В
связи с характерностью того же ритмического
рисунка для венгерского фольклора он
назывался иногда и венгерским ритмом.

Своеобразная
проблема ритмического рисунка встает
в вокальной музыке, при возникновении
самостоятельно­го ритмического ряда
слов текста, отслаивающегося от
музыкального ритмического ряда. Это
ритмический рису­нок «слогонот»,
которому даны были названия
«мелодико-текстовой ритм» (Цуккерман)114,
«слоговая музыкально-ритмическая форма»
(E. В. Гиппиус)115
и который можно было бы назвать также
«словесно-музыкальный ритм»,

112
Мазель
Л. А. Цуккерман В. А.
Анализ
музыкальных произведе­ний. С. 181-200.

113
Там же. С. 158-181.

114
Цуккерман
В.
«Камаринская»
Глинки и ее традиции в русской музыке.
М., 1957. С. 51.

115
См.: Балакирев
М.
Русские
народные песни / Под ред., предисл. и
примеч. E. В. Гиппиуса. М., 1957. С. 234.

135

«словесно-мелодический
ритм». Ритмический рисунок «слогонот»,
сопоставленный с ритмическим рисунком
ме­лодии, см. в примере 48.


Добавить комментарий

*
*

Required fields are marked *