ВВЕДЕНИЕ

Александр Солженицын

Образование единого государства стратегически необходимо как для России, так и для Белоруссии»

В. В. Путин

Актуальность темы исследования.

Распад СССР стал одним из самых трагичных политических событий 20-го века, оказавший значительное влияние на расстановку политических сил на мировой арене.

Результаты референдума 1991 года о судьбе СССР и периодические опросы общественного мнения в России и Беларуси со всей основательностью подтверждают, что преимущественное большинство россиян и белорусов не хотели распада Советского Союза, и желают восстановить утраченное единство.

В середине 90-х годов Беларусь и Россия, первыми из бывших республик СССР, осознали необходимость тесной двусторонней интеграции, восстановления духовных, экономических, политических и государственно-правовых уз, которые связывали их на протяжении веков.

Одним из факторов, способствовавших закономерному формированию Союза Беларуси и России, стал ускоряющийся и всеобъемлющий процесс глобализации, поиск баланса политических сил в целях обеспечения национальной безопасности и прогрессивного экономического и политического развития государств. Создание Россией и Беларусью Союза с последующей его трансформацией в Союзное государство имело и имеет важное мировое и политическое значение в условиях реального расширения НАТО на восток.

Последние события в экономической сфере (в частности, кризис с соглашением по транспортировки нефти и газа) показали, что нерешенность правовых вопросов негативно сказывается на двусторонней интеграции, дестабилизирует политическую обстановку.

и России принято считать 2 апреля 1996 года (День единения народов Беларуси и России), когда президентами двух стран был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России \

Подписание 8 декабря 1999 года Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений ознаменовало выход двух стран на новый уровень союзных отношений. Вместе с тем актуальным на сегодняшний день остается исследование концептуальных основ Союзного государства, поскольку в силу своеобразия модели Союзного государства предложения в части его государственного устройства и правовой системы, а также фундаментальная оценка его правовой природы не нашли должного отражения в научных и прикладных трудах. Разграничение международных и конституционно-правовых основ в процессе сотрудничества Беларуси и России имеют важнейшее методологическое значение.

по сути призван окончательно решить вопрос государственного устройства Союзного государства и его правовой системы. Следует подчеркнуть, что разработка Конституционного Акта представляет собой сложный процесс в силу различия подходов экспертов как к трактовке статей

отребностью в придании всем институтам Союзного государства легитимного характера.

Союзного государства, рассмотреть вопросы формирования и взаимодействия органов власти Союзного государства, более четко определить их статус и полномочия, разработать правовой механизм обеспечения действий организационно-правовой системы.

Проблема интеграции государств Беларуси и России требует объединения интеллектуальных усилий российских и белорусских ученых-юристов, активной разработки научных тем, связанных со становлением новой союзной государственности.

Полагаем, что положения, изложенные в диссертации, могут быть полезны для достижения указанных целей.

Научная разработанность темы исследования. Современные российско-белорусские отношения нельзя рассматривать и исследовать без учета глубоких исторических взаимоотношений, поэтому в работе современный этап российско-белорусской интеграции был изучен через призму исторического опыта существования российского и белорусского народов в рамках единого государства.

Собранием Союзного государства «круглыми столами» при участии белорусских и российских ученых, а также периодически проводимыми международными научно-практическими конференциями (например, «Проблемы унификации законодательства Беларуси и законодательства России в процессе интеграции», «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства» и другие).

Вопросы государственного устройства Союза Беларуси и России на переходном этапе от Сообщества к Союзному государству рассматривались в кандидатской диссертации Н. Б. Пастуховой «Союз России и Белоруссии: этапы, особенности, перспективы (конституционно-правовой аспект)» (Москва, 2000 г.). Организационно — правовые основы формирования Союзного государства затрагивались в кандидатской диссертации белорусской ученой О. И. Долгополовой «Организационно-правовые основы создания Союзного государства» (Минск, 2003 г.).

Таким образом, в конституционном праве отсутствует комплексное исследование уникального по своей правовой природе интеграционного образования — Союзного государства Беларуси и России. Представленная работа призвана восполнить указанный пробел, раскрыть конституционно-правовой статус Союзного государства, внести ряд практических предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы его создания и функционирования, раскрыть особенности и проблемы формирования правовой системы Союзного государства, определить перспективы ее развития.

Объектом исследования являются государственно-правовые отношения Республики Беларусь и Российской Федерации, складывающиеся в ходе развития интеграции.

раскрывающие конституционно-правовой аспект, историческую и правовую природу Союзного государства России и Беларуси.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящего исследования состоит в комплексном, конституционно-правовом исследовании проблемы объединения России и Беларуси, в обосновании и разработке концептуальных основ Союзного государства, а также предложений, которые способствовали бы совершенствованию организации и деятельности органов Союзного государства.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач диссертационного исследования:

— анализ в историческом аспекте взаимоотношений и государственных связей Беларуси и России;

— общая характеристика этапов сближения двух стран, которые привели к подписанию Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года;

— оценка правовой природы Договора от 8 декабря 1999 года о создании Союзного государства;

Союзного государства с учетом сложившейся мировой практики в определении видов объединений государств;

— рассмотрение вопросов формирования институциональной системы Союзного государства;

— исследование основных элементов правовой системы Союзного государства, вопросов ее внутренней структуры, иерархии системы законодательства Союзного государства;

— выявление недостатков и пробелов в правовом регулировании органов власти Союзного государства; внесение предложений по совершенствованию положений проекта Конституционного Акта.

принципы познания (принципы диалектики), общенаучные и специальные юридические методы исследования: системный, функциональный; методы анализа и синтеза; формально — юридический, статистический и другие.

При исследовании этапов становления Союзного государства применялись исторический, социологический методы. Для оценки конституционно-правового статуса Союзного государства, использовался системно-структурный подход. Для анализа сходства и различия конкретных видов объединений государств использовался компаративистский метод познания. На эмпирическом уровне исследования применялось наблюдение современных интеграционных процессов в различных странах. Данные, полученные в результате применения этих методов, имеют не только теоретическое, но и практическое значение.

.

В. В. Якубовской С. И.

С.

A., Вишнякова В. Г., Миронова В. О., Михалевой Н. А. и Пастуховой Н. Б.

, JI. М. Карапетян, В.

,

и многие другие.

Нормативную базу исследования составили учредительные акты Союзного государства (Договор о создании Союзного государства, Конституционный Акт), двусторонние соглашения и нормативные правовые акты союзных органов.

В работе использовались материалы российско-белорусских семинаров и конференций, информация с официальных Интернет сайтов Союзного государства.

Научная новизна диссертации. Настоящая диссертация представляет собой одно из первых в юридической науке комплексных исследований правовой природы Союзного государства Беларуси и России.

Было рассмотрено и проанализировано такое новое теоретико-прикладное явление как Союзное государство. Автор рассматривает указанное объединение как конституционно-правовой феномен (государство переходного периода), сочетающее в себе специфические черты федерации и конфедерации.

Союзного государства; рассмотрены вопросы формирования органов власти Союзного государства и его правовой системы.

функционирования Союза России и Беларуси, и способствующие дальнейшему усилению интеграционных процессов.

л

, от 2 апреля 1997 года, увеличен удельный вес конституционных норм. Договор о создании Союзного государства5 от 8 декабря 1999 года по своей правовой природе является учредительным актом, определяя основы государственности Беларуси и России и устанавливая систему конститутивных принципов и норм.

2. Мировая практика 90-х годов свидетельствует о возможности определения наряду с классическими видами объединений государств еще одного вида объединения государств — союзного государства. Это особый вид объединения государств, при котором степень интеграции выше, чем в конфедерации, однако государства-члены не обрели подобие статуса субъектов федерации. Анализ Договора о создании Союзного государства позволяет сделать вывод о схожести его институтов с правовыми институтами, свойственными федеративному государству. Таким образом,

Союзное государство как специфический вид объединения государств сохраняет определенные элементы международно-правового объединения, но одновременно приобретает многие признаки, характерные для федеративного государства.

оюзному государству.

4. Анализ актов Союзного государства свидетельствует о необходимости совершенствования института союзного гражданства. В этих целях необходимо:

— внести изменения в Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. закрепив за гражданами России и Беларуси, постоянно проживающими на территории каждого субъекта Союзного государства, право выбирать и быть избранными в органы местного самоуправления данного субъекта (а в перспективе и в органы государственной власти);

Возможным вариантом урегулирования данного вопроса на современном этапе может стать принятие Соглашения об исключении из числа иностранцев белорусских граждан в Российской Федерации и российских граждан в Республике Беларусь;

— в случае исключения из числа иностранцев белорусских граждан в Российской Федерации и российских граждан в Республике Беларусь необходимо заменить процедуру получения вида на жительство институтом регистрации по месту жительства; в целях унификации гражданства Союзного государства целесообразно принятие Закона о гражданстве Союзного государства.

предметной компетенции между органами международной организации и государственными органами и др. Проведенный анализ норм Договора о создании Союзного государства, касающихся организации органов власти Союзного государства, выявил значительные пробелы в их регулировании.

6. Представляется, что новый судебный орган конституционного контроля — Суд Союзного государства — необходимо создавать на основе процессуального и организационно-кадрового правопреемства существующих органов конституционного правосудия государств-участников. В целях формирования эффективной деятельности судебного органа считаем необходимым четко определить его предметную компетенцию, опираясь на опыт государств — участников в сфере национального конституционализма.

Считаем необходимым создание в системе органов Союзного государства Высшего Экономического Суда Союзного государства, который смог бы разрешать споры по обязательствам между хозяйствующими субъектами государств-участников, если эти споры не могут быть урегулированы национальными арбитражными судами или, если в соответствующих договорах между хозяйствующими субъектами допускается передача спора на рассмотрение Высшего Экономического Суда Союзного государства.

8. Заключение Договора о создании Союзного государства ознаменовало начало формирования в ходе белорусско-российской интеграции самостоятельной правовой системы, юридическая сущность которой не совпадает с традиционными схемами. В связи с этим актуальным остается формирование концепции правовой политики в сфере интеграции права стран союза, которая способствовала бы дальнейшей унификации российской и белорусской правовых систем.

рамках Союзного государства, совершенствование его правовой и институциональной составляющих.

Результаты исследования могут использоваться органами законодательной и исполнительной власти при реализации положений Договора о создании Союзного государства, при обсуждении и доработке положений проекта Конституционного Акта, других программных интеграционных документов, а также при принятии решений по вопросам союзного строительства.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в общетеоретических и отраслевых научных исследованиях, связанных с изучением проблем объединения государств и интеграционных процессов, а также в учебном процессе при преподавании курса «Конституционное право России» и стран СНГ, специальных курсов, а также при подготовке учебных пособий.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре государственного и административного права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», где проведено ее обсуждение и рецензирование. Отдельные положения диссертации освещались на межрегиональных и вузовских научных конференциях, на заседаниях кафедры государственного и административного права МГУ им. Н.П. Огарева, а также отражены в опубликованных автором работах.

шесть параграфов, заключения, списка нормативно-правовых актов и библиографии.

 

 

ГЛАВА 1

 

1.1. Возникновение и развитие государственно-правовых связей России и Белоруссии до 1991 года.

стали объявлять о своем суверенитете.

. Аналогичная Декларация в Белорусской Республике была принята вслед за РСФСР. Декларации республик о суверенитете поставили в центр государственно-правовой жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза.

В декабре 1990 года IV Съезд народных депутатов СССР высказался за сохранение СССР. Съезд принял Постановление «Об общей концепции Союзного договора и о порядке его заключения». В Постановлении отмечалось, что основой обновленного Советского Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях. В соответствии с этим Постановлением был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении Союза ССР как федерации суверенных республик. За сохранение Советского Союза высказались 76,4 процента от общего числа участвовавших в голосовании граждан.

Договора справедливо опасались, что демонтаж Советского Союза вызовет распад народно-хозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до намеченной даты подписания нового Союзного договора, 20 августа 1991 года, была предпринята попытка остановить распад государства 6.

События 19-22 августа 1991 года приблизили распад Советского Союза. В декабре того же года в Белоруссии (Беловежская Пуща) состоялась встреча руководителей Белорусской Республики, Российской Федерации и Украинской Республики. 8 декабря ими было заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 года и об окончании деятельности государственных структур Советского Союза. На встрече в Белоруссии была также достигнута договоренность о создании Содружества Независимых Государств. Впоследствии к этому Содружеству присоединились еще восемь бывших союзных республик.

Россия и Белоруссия с неизбежностью встали на путь восстановления и укрепления культурных, экономических, политических и государственно-правовых связей, существовавших на протяжении веков. Необходимость этого была продиктована жизнью, объективными интересами двух государств и народов.

.

Россия и Белоруссия были и остаются близкими друг другу культурно и этнически. Так, русский язык понятен белорусам, большинство пользуется им в повседневной жизни.

Важным моментом является то, что большинство белорусов, как и русские, — православные, и белорусская православная церковь является составной частью Русской православной церкви.

многочисленных препятствий, которые пришлось преодолевать на своем интеграционном пути тем же народам Западной Европы.

И, наконец, высшие руководители России и Белоруссии неоднократно заявляли, что они намерены воплотить в жизнь задачу объединения.

.

 

1.2. Правовые основы становления союза Беларуси и России.

1. Белорусско-российские отношения в первой половине 90-х гг. ХХ в. Образование Таможенного союза

Одновременно предусматривалось создание Содружества Независимых Государств. 10 декабря 1991 г. Верховный Совет Республики Беларусь ратифицировал данное соглашение и денонсировал Договор 1922 г. об образовании СССР.

Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Обретение независимости бывшими союзными республиками, образование СНГ, процессы реформирования и кризисные явления, которые охватили практически все основные сферы жизнедеятельности стран Содружества, создавали новые условия для взаимодействия и сотрудничества новых суверенных государств.

развивать активные политические, социально-экономические и культурные связи с США и европейскими государствами.

избрал интеграцию с Россией в качестве важнейшего направления своей деятельности. Предпринимаются попытки заключения с Россией денежного союза. К апрелю 1994 г. был подготовлен соответствующий договор, предусматривавший объединение денежных систем. Однако он так и не вступил в силу.

После избрания Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко российско-белорусские интеграционные процессы получают новый импульс. 6 января 1995 г. Беларусь и Россия заключили соглашение о Таможенном союзе. Позже, 21 февраля 1995 г., между государствами заключается Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет. В этот же день подписывается Соглашение о единстве управления таможенными службами двух стран. Все это способствует активизации работы по гармонизации и сближению таможенного законодательства Беларуси и России.

политики Республики Беларусь интеграция с Россией постепенно приобрела статус приоритетного направления, что привело к укреплению экономических связей и образованию Таможенного союза двух стран.

2. Правовые основы создания и деятельности

Сообщества Беларуси и России

(1996-1997 гг.)

я подъема экономики, создания равных условий для повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.

оилось на основе суверенитета и равенства сторон, демократии и уважения прав человека, общепринятых принципов и норм международного права.

а также равных возможностей для свободной экономической деятельности и проведения ряда иных мероприятий, направленных на интеграцию двух стран в экономической сфере.

Государства-участники Сообщества брали на себя определенные обязательства в области обеспечения реализации ряда прав и свобод граждан, в основном социально-экономического характера. Так, предусматривались равные права граждан двух стран при получении образования, трудоустройстве, оплате труда, предоставлении других социальных гарантий. Предполагались введение единых стандартов социальной защиты, равное право физических лиц на приобретение имущества в собственность, владение, пользование и распоряжение им на своих территориях, выравнивание условий пенсионного обеспечения и т.д.

Создавалась система органов Сообщества Беларуси и России (Высший Совет, Парламентское собрание и Исполнительный Комитет). Высшим органом стал Высший Совет. В состав Высшего Совета вошли главы государств и правительств, руководители парламентов, Председатель Исполнительного Комитета. Высший Совет избирал на ротационной основе Председателя Совета сроком на два года, рассматривал и решал в пределах полномочий Сообщества важнейшие вопросы его развития, контролировал и направлял деятельность органов по исполнению принятых решений. Решения Совета принимались на основе единогласия, при котором каждая из сторон имела один голос. Председатель Исполнительного Комитета обладал совещательным голосом.

устанавливалась необходимость наличия квалифицированного большинства в 3/4 от числа парламентариев, принимающих участие в сессии.

Предназначением этого органа являлось принятие модельных законодательных актов и внесение необходимых предложений в органы, имеющие право законодательной инициативы, т. е. в парламенты государств, а также в Высший Совет (по вопросам развития правовой базы Сообщества).

Комитет, создаваемый Высшим Советом, а также отраслевые органы управления. Исполнительный Комитет состоял из равного числа представителей Беларуси и России. Персональный состав Комитета утверждался главой соответствующего государства. Председатель Комитета назначался Высшим Советом.

интеграции.

3. Правовые основы создания

и деятельности Союза Беларуси и России (1997-1999 гг.)

интеграции стало образование Союза Беларуси и России. Договор о его создании был подписан 2 апреля 1997 г., а 23 мая того же года принимается союзный Устав.

4) на владение, пользование, распоряжение имуществом на территории другого государства на тех же условиях, что и граждане этого государства; 5) на участие в выборах в органы местного самоуправления на территории другого государства, если гражданин Союза здесь постоянно проживает.

Система органов управления Союза создавалась с учетом опыта существования органов Сообщества и на их основе. Органы управления Сообщества преобразовывались в органы Союза Беларуси и России. Высшим органом Союза являлся Высший Совет. Как и ранее, в его состав входили главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов, Председатель Исполнительного Комитета Союза с правом совещательного голоса. Возглавляли этот орган поочередно президенты государств-участников Союза.

Компетенция Высшего Совета была расширена. Теперь к его полномочиям относились такие вопросы, как: 1) решение важнейших вопросов развития Союза, в том числе вопросов, затрагивающих права и свободы граждан; 2) образование в пределах своей компетенции органов Союза, обеспечение их взаимодействия, определение их местонахождения и условий пребывания; 3) утверждение бюджета Союза, рассмотренного Парламентским Собранием; 4) принятие нормативных правовых актов Союза и утверждение международных договоров, рассмотренных Парламентским Собранием; 5) обеспечение взаимодействия органов Союза с органами государственной власти государств-участников; 6) принятие решений по вопросам обеспечения безопасности государств, военного строительства и борьбы с преступностью; 7) заслушивание не реже одного раза в год отчета Исполнительного Комитета о реализации принятых органами Союза решений, в том числе об исполнении бюджета.

Телерадиовещательная организация Союза Беларуси и России (ТРО Союза) ).

Важной вехой развития Союза Беларуси и России стало подписание 25 декабря 1998 г. Договора о равных правах граждан и Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования. Эти документы были направлены на реализацию положений, заложенных в Договоре о создании Союза и его Уставе. Одновременно принимается Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, определившая перспективы интеграции двух стран.

4. Образование Союзного государства

уровень союзных отношений, определили основные направления и этапы дальнейшего развития интеграции Беларуси и России.

управления. Государства декларировали намерение добровольно передать Союзному государству ряд своих полномочий с целью осуществления единой политики, в основном в области формирования единого экономического пространства и правовых основ общего рынка. При этом Беларусь и Россия сохраняли государственный суверенитет и право свободного выхода из Союзного государства.

В качестве основных принципов, в соответствии с которыми должно функционировать это объединение государств, закреплялись следующие положения: 1) суверенное равенство и учет взаимных интересов, 2) демократия и уважение прав человека; 3) сотрудничество и взаимопомощь;

4) добровольность; 5) общепризнанные принципы международного права.

изменений и дополнений в конституции государств-участников.

 

ГЛАВА 2

2,1 Правовые основы Союзного государства Беларуси и России

Нормативно-правовая база союза базируется на следующих основных документах:

Договор «О создании Союзного государства»

Договор подписан 8 декабря 1999г., вступил в силу 26 января 2000г.

Договор «О равных правах граждан»

Данный договор обеспечивает равные права граждан избирать и быть избранными в выборные органы союза; на участие в хозяйственной деятельности на территориях России и Белоруссии; на получение среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования; на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях; на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России.

Договор «О сотрудничестве в области социального обеспечения»

:

— пособиям по временной нетрудоспособности и материнству;

— пособиям по безработице;

— трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальным пенсиям;

— пособиям в случае трудового увечья или профессионального заболевания;

— пособиям для семей с детьми;

— пособиям на погребение.

Постановление «Об обеспечении равных прав на приобретение в собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом»

В соответствии с данным постановлением граждане Республики Беларусь и Российской Федерации по своему усмотрению владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на территории другого государства союза имуществом наравне с гражданами этого государства. Гарантированная законодательством Союзного государства зашита права собственности относится в равной мере к гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и к гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь.

Решение Высшего Совета «О беспрепятственном обмене жилых помещений»

Основная цель данного решения состоит в том, что обмен жилыми помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации, постоянно проживающими на территориях обоих государств и переселяющимися из Республики Беларусь в Российскую Федерацию или из Российской Федерации в Республику Беларусь, осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством обоих государств. Такой обмен является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство в Белоруссии или в России.

Решение Высшего Совета «О равных правах на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»

специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обеих стран, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Постановление «О взаимном предоставлении равных прав в получении всесторонней медицинской помощи»

Данное постановление гарантирует то, что каждое из государств обеспечивает гражданам другого государства доступность и равные со своими гражданами права на все виды медицинской помощи. Взаиморасчеты за оказание гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся. [12]

2,2 Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией как учредительный акт Союзного государства.

Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного Государства» (далее — Договор) закрепил, что Российская Федерация и Республика Беларусь (далее — государства — участники) создают Союзное государство (далее по тексту — Союз, Содружество), которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство.

Согласно ст. 2 Договора целями Союзного государства являются:

— обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств — участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

— создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств — участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

— неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

— проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

— формирование единой правовой системы демократического государства;

— проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

— обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;

— укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.

Достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач. Конкретные мероприятия и сроки их выполнения определяются решениями органов Союзного государства или договорами государств — участников. По мере становления Союзного государства будет рассмотрен вопрос о принятии его Конституции.

«Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств — участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. Союзное государство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами — участниками». Ст. 3 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного Государства» // СЗ РФ от 14.02.2000, № 7, ст. 786.Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие.

Каждое государство — участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Государства — участники сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях. Возможность единого членства в международных организациях, других международных объединениях определяется государствами — участниками по взаимной договоренности.

Территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств — участников. Государства — участники обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союзного государства. Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности. Государственная символика Союзного государства устанавливается Парламентом Союзного государства и подлежит утверждению Высшим Государственным Советом.

Официальными языками Союзного государства являются государственные языки государств — участников без ущерба для конституционного статуса их государственных языков. В качестве рабочего языка в органах Союзного государства используется русский язык. Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается.

К исключительному ведению Союзного государства относятся:

— создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств — участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;

— единая денежно — кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;

— единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;

— объединенные транспортная и энергетическая системы;

— разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств — участников;

политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;

— единое законодательство об иностранных инвестициях;

— разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;

— управление собственностью Союзного государства;

— международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;

 

— функционирование региональной группировки войск;

— пограничная политика Союзного государства;

— стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;

— статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;

— установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.

К совместному ведению Союзного государства и государств — участников относятся:

— принятие в состав Союзного государства других государств;

— координация и взаимодействие в сфере внешней политики, связанные с осуществлением настоящего Договора;

— проведение согласованного курса на укрепление Содружества Независимых Государств;

— совместная оборонная политика, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств — участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности Союзного государства;

— взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами — участниками международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;

— взаимодействие в области осуществления демократических преобразований, реализация и защита основных прав и свобод граждан Союзного государства;

— гармонизация и унификация законодательства государств — участников;

— осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда;

— охрана окружающей среды;

— совместные действия в области экологической безопасности, предупреждения природных и техногенных катастроф и ликвидации их последствий, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

— развитие науки, образования, культуры, создание равных условий сохранения и развития этнической, культурной и языковой самобытности народов;

— формирование общего научного, технологического и информационного пространства;

— согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;

— обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий;

— борьба с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и другими видами преступлений.

«Вне пределов исключительного ведения Союзного государства и предметов совместного ведения Союзного государства и государств — участников последние сохраняют всю полноту государственной власти». Ст. 19 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного Государства» // СЗ РФ от 14.02.2000, № 7, ст. 786.

ГЛАВА 3

Федерации

1. Высший Государственный Совет

Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. Его первое заседание состоялось 26 января 2000 г. В своей деятельности он руководствуется принципами суверенного равенства стран-участниц, демократии и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.

Основы правового статуса Высшего Государственного Совета определены Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. № 7 утверждены Статут и Регламент Высшего Государственного Совета.

: глав государств и правительств, руководителей палат парламентов государств-участников. Его председателем является глава одного из государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином. В обязанности Председателя входят организация работы Высшего Государственного Совета, выполнение председательствующих функций на заседаниях, подписание принятых на них актов.

Председатель Суда Союзного государства, также могут приглашаться руководители органов Союзного государства и государств-участников, другие лица.

Решения, которые связаны с изданием актов нормативно-правового характера, принимаются на основе единогласия государств-участников Союзного государства. Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени государств-участников Союзного государства осуществляют главы государства либо лица, ими уполномоченные.

Акты Высшего Государственного Совета подписывает его Председатель. Перед подписанием акты визируются главой другого государства-участника.

:

— образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера, определяет их местопребывание;

— назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;

— назначает Председателя Совета Министров Союзного государства и утверждает Положение о Совете Министров;

— по представлению Председателя Совета Министров назначает и освобождает от должности Государственного секретаря, руководителей отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства;

— определяет порядок досрочного освобождения Государственного секретаря и членов Постоянного Комитета Союзного государства;

— утверждает по представлению Совета Министров Положение о Постоянном Комитете;

— представляет на утверждение Парламенту членов Комиссии по правам человека Союзного государства и утверждает Положение о Комиссии;

— представляет Парламенту для назначения судей Суда Союзного государства и утверждает Устав и Регламент Суда;

— устанавливает по представлению Совета Министров численность органов Союзного государства и их аппаратов, правовой статус, размер заработной платы и социальные гарантии должностных лиц органов Союзного государства и их аппаратов;

, и годовые отчеты о его исполнении;

— по предложению Совета Министров, одобренному Парламентом, устанавливает порядок формирования доходной части бюджета по конкретным источникам;

— утверждает определяемый Парламентом порядок предоставления и получения Союзным государством кредитов, предоставления гарантий по кредитам, выпуска займов и ценных бумаг;

— представляет на рассмотрение Палаты Представителей Парламента проект Конституционного Акта Союзного государства;

— имеет право внесения в Палату Представителей Парламента законопроектов;

, предоставлено право вето в отношении законов29;

— может приостановить или отменить решения Совета Министров, отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства;

правовыми актами;

— принимает резолюции по оперативным и другим вопросам текущей деятельности Высшего Государственного Совета и органов Союзного государства30;

— принимает рекомендации и заключения;

государств и утверждает рекомендации Парламента по присоединению к Союзному государству третьих государств;

— утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;

— одобряет после рассмотрения Советом Министров предложенные государствами-участниками, Парламентом и Судом Союзного государства поправки к Договору и дает рекомендации по заключению договоров между государствами-участниками по данному вопросу;

— заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о реализации принятых Высшим Государственным Советом решений и о деятельности Совета Министров;

— рассматривает проекты ежегодных посланий Парламенту о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;

— утверждает устанавливаемую Парламентом государственную символику Союзного государства;

— выполняет иные функции, отнесенные к его ведению Договором, либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками.

2. Парламент

Парламент является представительным и законодательным органом Союзного государства. Он состоит из двух палат — Палаты Союза и Палаты Представителей.

Палата Союза включает в свой состав 36 парламентариев, делегированных Палатами Национального Собрания Республики Беларусь, и 36 парламентариев, делегированных Палатами Федерального Собрания Российской Федерации. Члены Палаты Союза работают на непостоянной основе и получают вознаграждение за свой труд по месту постоянной работы.

Палата Представителей состоит из 28 депутатов от Республики Беларусь и 75 депутатов от Российской Федерации, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Выборы в Палату Представителей первого созыва проводятся после принятия парламентами государств-участников соответствующих законодательных актов.

члены Палаты Союза сохраняют свои полномочия вплоть до обновления депутации соответствующего парламента.

Союзного государства в течение всего срока их полномочий. Предполагается, что депутаты Палаты Представителей будут работать на постоянной профессиональной основе и не смогут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Парламент Союзного государства обладает следующими полномочиями:

— принимает законы и Основы законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным Договором к компетенции Союзного государства;

— содействует унификации законодательства государств-участников;

— заслушивает ежегодные послания Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;

— заслушивает доклады и информацию о деятельности Совета Министров;

— принимает бюджет и заслушивает годовые и полугодовые отчеты о его исполнении;

— утверждает отчет, заслушивает доклады и сообщения Счетной палаты Союзного государства;

— ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени Союзного государства;

, не входящих в Союзное государство, и парламентскими организациями;

— назначает по представлению Высшего Государственного Совета судей Суда Союзного государства;

— утверждает по представлению Высшего Государственного Совета членов Комиссии по правам человека;

— назначает членов Счетной палаты Союзного государства по представлению Совета Министров;

— устанавливает символику Союзного государства;

государству третьих государств, принимает соответствующие рекомендации, направляет их для утверждения в Высший Государственный Совет;

— обеспечивает взаимодействие парламентов государств-участников;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные Договором.

Заседания Палаты Союза и Палаты Представителей проводятся на регулярной основе в соответствии с их регламентами. Палата Союза и Палата Представителей заседают раздельно, кроме случаев, предусмотренных их регламентами.

Каждая из палат избирает из своего состава Председателя, его заместителя, образует комиссии. Председатель палаты и его заместитель избираются на ротационной основе. Председатель палаты и его заместитель не могут быть гражданами одного государства-участника.

Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

в палатах. Принятый закон не позднее 7 дней со дня одобрения Палатой Союза направляется в Высший Государственный Совет для подписания Председателем Высшего Государственного Совета и обнародования.

для преодоления возникших разногласий.

До выборов в Палату Представителей функции союзного Парламента выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, которое функционирует на основе Соглашения о Парламентском Собрании Сообщества Беларуси и России от 29 апреля 1996 г., а также Регламента Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, утвержденного Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 13 июня 1997 г.

3. Совет Министров

подчиненных ему отраслевых и функциональных органов. Он обеспечивает согласование национальных интересов с выполнением задач и целей, стоящих перед Союзным государством. Первое заседание Совета Министров состоялось 25 апреля 2000 г.

, главы правительств, Государственный секретарь Союзного государства (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики, финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

от должности Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе. Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов управления назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.

дел, экономики и финансов государств-участников — входят в состав Совета Министров по должности.

Совету, его Председатель и члены не могут действовать вопреки официальной позиции Высшего Государственного Совета. Решения Совета Министров могут быть приостановлены или отменены Высшим Государственным Советом.

Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Заседания Совета Министров считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины членов Совета Министров от каждого государства-участника и не менее двух третей членов Совета Министров от общего состава. Заседания Совета Министров проходят под руководством Председателя Совета Министров. На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков, министерств и ведомств государств-участников.

Совет Министров обладает следующими полномочиями:

— разрабатывает основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносит их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;

— контролирует выполнение положений Договора, Программы*, актов Союзного государства и при необходимости вносит мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;

, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;

— координирует процесс унификации законодательств государств-участников;

законности, прав и свобод граждан, общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды;

— вносит в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных органов Союзного государства и осуществляет руководство их деятельностью;

— вносит в Парламент проекты союзных законов и Основ законодательства;

, Парламентом и Судом Союзного государства поправки к Договору;

расходы, покрываемые за счет средств бюджета Союзного государства;

— разрабатывает и вносит в Парламент проект бюджета Союзного государства, обеспечивает и определяет порядок исполнения бюджета, представляет Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;

— утверждает порядок разработки и реализации программ, проектов и мероприятий Союзного государства;

— может иметь представителя в Парламенте;

источниках наполнения бюджета Союзного государства;

— представляет Парламенту кандидатуры для назначения членами Счетной палаты;

— утверждает регламент Счетной палаты, рассматривает ее отчеты и доклады;

— осуществляет управление собственностью Союзного государства;

— назначает членов Постоянного Комитета, выдвигаемых правительствами государств-участников;

— одобряет численность работников Постоянного Комитета и вносит предложение по данному вопросу в Высший Государственный Совет;

— утверждает структуру Постоянного Комитета и смету расходов на его содержание в пределах утвержденного бюджета Союзного государства;

деятельностью отраслевых и функциональных органов Союзного государства, а также за исполнением правительствами государств-участников нормативных правовых актов Союзного государства;

— отменяет акты отраслевых и функциональных органов Союзного государства в случае их противоречия нормативным правовым актам Союзного государства;

— регулирует вопросы финансово-хозяйственной деятельности органов Союзного государства в соответствии с нормативными правовыми актами Союзного государства, а также законодательством государств-участников;

— утверждает регламент Совета Министров;

— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Договором и решениями Высшего Государственного Совета.

Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления, директивы и резолюции.

, того государства, физических и юридических лиц, которым они адресованы.

Директивы Совета Министров являются обязательными для отраслевых и функциональных органов Союзного государства, того государства, которому они адресованы, при сохранении за ними свободы выбора форм и методов действий.

Министров, отраслевых и функциональных органов, которым они адресованы. Они являются обязательными для исполнения Постоянным Комитетом, функциональными и отраслевыми органами и не накладывают обязательств на правительства государств-участников.

Совет Министров может принимать рекомендации и заключения.

Акты Совета Министров подписываются Председателем Совета Министров. Перед подписанием они визируются главой правительства другого государства-участника. Акты Совета Министров вступают в силу со дня их подписания, если в них не предусмотрено иное. Реализация актов Совета Министров осуществляется в соответствии с национальным законодательством государств-участников.

Акты Совета Министров публикуются государствами-участниками.

4. Суд

Правовые основы создания и деятельности Суда Союзного государства в общих чертах закреплены в Договоре о создании Союзного государства. В дальнейшем предполагается принятие Устава и Регламента Суда.

Суд является органом Союзного государства, который должен обеспечить единообразное толкование и применение учредительного Договора, нормативных правовых актов Союзного государства.

должности в государствах-участниках. При этом в составе Суда не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного государства. Судьи в своей деятельности независимы.

Каждое государство-участник, органы Союзного государства смогут передавать на рассмотрение Суда любые вопросы, связанные с толкованием и применением Учредительного договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.

Решения Суда принимаются двумя третями голосов от общего числа судей в соответствующем судебном заседании. Они имеют обязательную юридическую силу и подлежат официальному опубликованию.

3) об иерархии нормативных правовых актов органов Союзного государства друг с другом и нормативных правовых актов органов Союзного государства и государств-участников; 4) о действии норм Договора, Конституционного Акта во времени, пространстве и по кругу лиц; 5) о возможности применения норм Договора, Конституционного Акта и иных нормативных правовых актов Союзного государства к определенным общественным отношениям31.

Место Суда в организационно-властной системе Союзного государства определяется через двойную функцию: судебного и конституционного органов.

в рамках предоставленной по Договору компетенции, Суд выносит решения по конкретным правовым спорам по применению права Союзного государства.

государства. Одновременно Суд в отличие от ряда других союзных органов (Высшего Государственного Совета, Совета Министров и Парламента) выступает как специализированный институт неполитического характера32.

5. Постоянный Комитет

Министров возложено на Постоянный Комитет Союзного государства.

Постоянный Комитет, в основе формирования и деятельности которого заложен наднациональный принцип, должен отражать и защищать интересы интеграции от посягательств на юрисдикцию и полномочия Союзного государства со стороны государств-членов.

В состав Постоянного Комитета входят Государственный секретарь Союзного государства и члены Постоянного Комитета, являющиеся по должности его заместителями и ответственными за конкретные направления деятельности Союзного государства. Члены Постоянного Комитета назначаются в индивидуальном порядке на четырехлетний срок Советом Министров из числа кандидатов, выдвинутых государствами-участниками. Членами Комитета могут быть только граждане государств-участников. В составе Постоянного Комитета не должно быть более двух третей членов, являющихся гражданами одного государства.

Председателя Высшего Государственного Совета, департаменты (экономики, финансов, социальной политики, регионального и международного сотрудничества, правовой, административный, организационно-аналитический, информации), управление делами, представительство в г. Минске.

секретаря, который назначается на четырехлетний срок отдельно от остальных членов Постоянного Комитета Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров. Государственный секретарь входит в состав Совета Министров на правах заместителя Председателя Совета Министров, принимает участие в заседаниях Высшего Государственного Совета. Государственный секретарь обеспечивает общее руководство деятельностью Постоянного Комитета, распределяет обязанности между его членами, вносит в Совет Министров предложения по его структуре, численности и смете расходов, а также обеспечивает подготовку материалов с проектами решений к заседаниям Высшего Государственного Совета и Совета Министров и др.

Он основан на следующих основных положениях: паритетное квотирование всех руководящих должностей в аппарате; не более 2/3 руководителей — граждан одного из государств-участников; назначение и освобождение от должности руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений осуществляется Государственным секретарем по представлению правительств государств-участников либо по представлению органа, уполномоченного государствами-участниками; руководитель структурного подразделения и его заместитель не могут быть гражданами одного государства.

принимать какие-либо указания от государственного органа или должностных лиц государств-участников и совмещать работу в Постоянном Комитете с другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Постоянный Комитет осуществляет следующие функции:

— готовит для Совета Министров предложения по проектам законов и Основ законодательства Союзного государства, по унификации законодательств государств-участников;

— организует разработку предложений по стратегии развития Союзного государства и вносит их в Совет Министров;

— организует реализацию положений Договора и Программы, подготовку предложений по выполнению задач Союзного государства;

— координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников;

— изучает и анализирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства, вносит в Совет Министров предложения по улучшению их деятельности;

за подготовку их заседаний;

— разрабатывает проект бюджета Союзного государства, организует исполнение бюджета Союзного государства и готовит проекты отчетов о его исполнении;

— совместно с соответствующими органами государств-участников Союзного государства осуществляет предварительное рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного государства, представляет заключения по ним в Совет Министров, а также информирует Совет Министров о ходе их выполнения;

— направляет принятые Высшим Государственным Советом и Советом Министров акты заинтересованным органам и организациям;

по проектам вносимых на их рассмотрение актов Союзного государства, а также проектам международных договоров Союзного государства;

выполнением решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров, а также поручений Председателя Высшего Государственного Совета, Председателя Совета Министров; при необходимости подготавливает и представляет в Совет Министров предложения о принятии дополнительных мер по обеспечению выполнения этих решений;

— подготавливает совместно с заинтересованными органами Союзного государства и государств-участников проект ежегодного Послания Высшего Государственного Совета Парламенту Союзного государства;

— обеспечивает взаимодействие Совета Министров с Парламентом, Судом, Счетной палатой Союзного государства;

— формирует и вносит на рассмотрение Высшего Государственного Совета и Совета Министров проекты повесток дня их заседаний, планов работы;

— осуществляет хранение актов Высшего Государственного Совета и Совета Министров;

— выполняет другие функции, возлагаемые на него решениями Высшего Государственного Совета.

6. Счетная палата

определены в Договоре о создании Союзного государства.

финансами Союзного государства.

Этот орган состоит из 11 членов, назначаемых сроком на 6 лет из числа граждан государств-участников, имеющих опыт работы в контрольно-ревизионных и аудиторских организациях, профессионализм и добросовестность которых не вызывают сомнений. Члены Счетной палаты назначаются Парламентом Союзного государства по представлению Совета Министров независимо от того, гражданами какого из государств-участников они являются. В ее состав не может входить более 7 граждан одного и того же государства-участника.

Члены Счетной палаты избирают из своего состава Председателя и его заместителя, которые выполняют свои обязанности в течение двухлетнего периода и могут быть переизбраны. При этом Председатель Счетной палаты и его заместитель не могут быть гражданами одного и того же государства-участника. Члены Счетной палаты действуют в интересах Союзного государства и при исполнении своих обязанностей являются полностью независимыми.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку отчетов о доходах и расходах всех органов Союзного государства, устанавливает, являются ли законными полученные доходы и произведенные расходы, а также выясняет, насколько рациональным было управление финансами, контролирует эффективность использования имущества Союзного государства.

Органы Союзного государства, национальные аудиторские организации либо компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения Счетной палатой возложенных на нее функций.

могут вносить в Высший Государственный Совет предложения относительно оздоровления финансов Союзного государства.

Счетная палата может, действуя по собственной инициативе или по просьбе любого из органов Союзного государства, давать в рамках своей компетенции заключения по отдельным вопросам. Счетная палата устанавливает собственный регламент, который утверждается Советом Министров.

7. Правовой статус государственных служащих

Союзного государства

Государственными служащими Союзного государства являются должностные лица органов Союзного государства и их аппаратов, за исключением членов Высшего Государственного Совета, Совета Министров и Палаты Союза Парламента.

Государственными служащими Союзного государства могут быть его граждане в возрасте от 18 до 60 лет, имеющие соответствующее образование.

Государственная служба Союзного государства строится на основе следующих принципов:

государства;

— приоритета прав и свобод человека и гражданина, обязательности для государственных служащих решений, принятых органами Союзного государства в пределах их полномочий и в соответствии с Договором о создании Союзного государства;

— равного доступа граждан государств-участников к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

— единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

— профессионализма и компетентности государственных служащих;

— гласности в осуществлении государственной службы;

— ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, а также дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

государственной службы.

Должностные лица органов Союзного государства и их аппаратов при выполнении своих служебных обязанностей действуют в общих интересах Союзного государства, не запрашивают и не принимают указаний от органов государств-участников.

:

служащего и его обязанности по государственной должности, критерии и оценки качества работы и условия продвижения по службе;

— получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

— принятие решений и участие в их подготовке;

— продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;

— пенсионное обеспечение и т. д.

Государственные служащие Союзного государства обязаны уважать конституции государств-участников и их законодательство, обеспечивать реализацию Договора о создании Союзного государства, добросовестно исполнять должностные обязанности.

направленные на то, чтобы государственные служащие Союзного государства не имели возможности извлекать какую-либо личную выгоду в связи с работой в органах Союзного государства, например:

;

служащих;

должностных обязанностей;

и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Союзного государства или соответствующими договоренностями органов Союзного государства с органами власти иностранных государств и (или) международными организациями.

Второй блок ограничений касается определения видов деятельности, занятие которыми не совместимо со статусом государственного служащего Союзного государства. Не допускается:

— совмещение работы в органах Союзного государства и их аппаратах с другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

— занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

— использование служебного положения в интересах политических партий, объединений и иных организаций;

— участие в забастовках.

.

Государственным служащим Союзного государства, состоявшим до их назначения в органы Союзного государства и их аппараты на государственной службе государств-участников, предоставляется право на возвращение на прежнюю или эквивалентную ей должность после завершения их работы в органах Союзного государства и их аппаратах. Время постоянного проживания на территории страны пребывания супругов (не являющихся гражданами страны пребывания) государственных служащих Союзного государства засчитывается в их общий трудовой стаж в соответствии с национальным законодательством государств-участников

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

усских и белорусов посредством образования Союзного государства России и Беларуси осуществляется на основе добровольности, с учетом государственных интересов обеих республик, сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей.

странами.

и России принято считать 2 апреля 1996 года, когда Главами двух государств был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, и интеграционное взаимодействие России и Беларуси приобрело более конкретные очертания. В 1997 году дальнейшее усиление интеграции закрепил Договор о Союзе Беларуси и России, Сообщество было преобразовано в Союз двух государств.

в рамках одного государства.

При определении правовой природы образованного Договором от 2 апреля 1996 года Союза Беларуси и России отмечено, что он являлся уникальным межгосударственным объединением, более консолидированным образованием, чем просто международная организация, в пользу этого говорит конституционный характер учредительных актов Союза — Договора и Устава, введенная Уставам организационная структура управления Союзом, введенный институт гражданства Союза, практика сложившихся правовых отношений к тому моменту.

По результатам проведенного исследования конституционно-правового статуса Союзного государства Беларуси и России сделаны следующие выводы:

может способствовать упрочнению Союзного государства, переходу к более тесному союзу — федеративному государству.

черты как федеративного, так и конфедеративного союза.

оюзному государству.

является наполнение института гражданства реальным содержанием, с тем, чтобы граждане обоих государств обладали равными правами и статусом.

В диссертации исследуются концептуальные основы организационно-властной системы Союзного государства; рассмотрен порядок формирования, состав, компетенция органов власти Союзного государства; определена юридической сущность права Союзного государства. В результате, автором сделаны следующие выводы и предложения по совершенствованию российско-белорусского государственного строительства:

Во-первых, масштабность социально-экономических и политических целей, преследуемых при создании Союзного государства, придает ему организационно-правовую новизну, поскольку некоторые из них носят самобытный характер и заимствованы не из международно-правового, а внутригосударственного правового наследия (формирование единого экономического пространства, введение единой валюты, союзное гражданство, единая правовая система и система органов и т.д.). Союзное государство является примером формирования нового типа межгосударственного объединения особого рода, одновременно сочетающего в себе признаки международно-правового объединения и государства с элементами федеративного устройства. Синтез элементов внутригосударственной организации с элементами классической международной организации обусловил осуществление функций союзными органами на различных правовых принципах: конституционном принципе разделения властей, международно-правовом принципе распределения предметной компетенции между органами международной организации и государственными органами, наднациональном принципе, проявляемом в характере присущих им полномочий и порядке принятия решений.

регулирования (практически неурегулированной и фактически нежизнеспособной остается судебная власть Союзного государства), а в ряде случаев (например, порядок формирования Парламента Союзного государства и др.) некоторые не до конца четкие положения Договора. В работе сделан ряд предложений, направленных на восполнение указанных пробелов или устранения неточностей в формулировке отдельных статей Договора.

В-третьих, важным фактором интеграции в любых сложных государственных образованиях является правовая система. Посредством права определяется юридический статус государственного образования, характер взаимоотношений между целым и его составными частями, механизмы управления системой. Если в региональных сообществах первичным звеном правовой системы является законодательство государств-участников, то в Союзном государстве первичным звеном правовой системы должно стать союзное законодательство. Заключение Договора о создании Союзного государства ознаменовало начало формирования в ходе белорусско-российской интеграции нового феномена — права Союзного государства, юридическая сущность которого не совпадает с традиционными схемами, сконструированными наукой за предшествовавшие периоды ее развития. Договором предусматривается два способа формирования правовой системы Союзного государства — унификация внутреннего законодательства России и Беларуси и создание единого законодательства Союзного государства. Определенные результаты деятельности по унификации законодательства уже имеются, однако только унификации законодательства государств-участников недостаточно для формирования единого правового пространства государства. Единство государства требует наличия единых нормативно-правовых актов, распространяющих свое действие на всю его территорию. На этом принципе базируется и Союзный Договор.

В соответствии со статьями 58, 59 Договора о создании Союзного государства органы Союзного государства в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты, предусмотренные Договором: законы, Основы законодательства, декреты, постановления, директивы и резолюции. Органы Союзного государства также могут принимать рекомендации и заключения. По предметам исключительного ведения Союзного государства принимаются законы (Парламент Союзного Государства, а до его формирования — Парламентское Собрание Беларуси и России), декреты (Высший государственный Совет), постановления (Высший государственный Совет и Совет Министров) и резолюции (Совет Министров). По предметам совместного ведения Союзного государства и государств-участников принимаются Основы законодательства (Парламент Союзного Государства, а до его формирования — Парламентское Собрание Беларуси и России), директивы и резолюции (Высший Государственный Совет и Совет Министров).

Анализ Договора позволяет сделать вывод, что в рамках Союзного государства складывается многоуровневая правовая система, имеющая сложную иерархическую структуру.

Конституционным Судом Российской Федерации. В любом случае можно констатировать тот факт, что

Союзный договор заложил основы формирования законодательства Союзного государства как составляющей его единой правовой системы.

В-четвертых, актуальным остается формирование Концепции правовой политики в сфере интеграции обеих стран, которая не должна сводиться лишь к узкопрактическим рекомендациям, но которая способствовала бы дальнейшей унификации российских и белорусских нормативно-правовых актов, гармонизации юридических правил поведения, формированию соответствующего правосознания и правовой культуры.

Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности,

Телерадиовещательная организация Союзного государства. Действуют объединенные или совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России. Ключевым приоритетом остается принятие закона о выборах депутатов в Палату Представителей Парламента Союзного государства, в таком случае наполнится реальным содержанием

отребностью в придании всем институтам Союзного государства легитимного характера.

Как долго продлится строительство Союзного государства и насколько быстро состоится воссоединение Беларуси и России в рамках единого государства — назвать точные сроки не представляется возможным. Надеемся, что проведенное исследование, и сделанные на его основе автором выводы и предложения, будут способствовать дальнейшей всесторонней интеграции России и Беларуси, созданию полноценного единого государства.

большинство населения которых поддерживает единение и принадлежит к единому православно-славянскому полюсу.

 


Добавить комментарий

*
*

Required fields are marked *